«Ямал-402» ушел к заказчику
03.08.2014 | Новости
«Ямал-402» ушел к заказчику
Спутник «Ямал-402», изготовленный французской компанией Thales Alenia Space для ОАО «Газпром космические системы» (ГКС), успешно прошел орбитальные летные испытания и теперь полностью находится под управлением российских специалистов.
Об этом вчера репортеру ComNews сообщила пресс-служба Thales Alenia Space. «Ямал-402″ теперь располагается в точке 54,9º в.д., успешно прошел летные испытания и готов к работе. Благодаря быстрой реакции команды центра управления полетами, Thales Alenia Space удалось в реальном времени скорректировать неправильную орбиту, которую космическому аппарату задал разгонный блок», — рассказал репортеру ComNews представитель пресс-службы французской компании.
«С сегодняшнего дня — 8 января 2013 г. — спутник «Ямал-402″ находится полностью под управлением специалистов ГКС. Летные испытания спутника прошли успешно – все системы проверены и испытаны», — подтвердил в разговоре с репортером ComNews заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ГКС Игорь Кот.
8 декабря 2012 г., в 17.15 по мск, ракета-носитель «Протон» с «Ямалом-402» на борту стартовала с космодрома Байконур. Работа трех ступеней «Протона» прошла штатно. Далее в эстафету включился разгонный блок (РБ) «Бриз-М» (его производителем, как и ракеты-носителя «Протон», является ГКНПЦ им. Хруничева). Первые три включения маршевого двигателя РБ также прошли штатно, однако четвертое включение завершилось на четыре минуты раньше положенного. Из-за этого «Ямал-402» не вышел на запланированную геопереходную орбиту, откуда он уже своим ходом за счет трех включений апогейного двигателя должен был добраться до плановой орбитальной позиции 55° в.д. По информации Роскосмоса, для исправления ситуации апогейному двигателю в результате необходимо было выполнить два дополнительных импульса.
Чуть позднее Thales Alenia Space, в управление которой спутник был передан сразу после его отделения от РБ, предложила иную схему перевода спутника на геостационарную орбиту. Согласно этой схеме, потребовалось в общей сложности четыре включения апогейного двигателя. «Два импульса — в ночь с воскресенья на понедельник (с 9 на 10 декабря) и с понедельника на вторник (с 10 на 11 декабря) — уже успешно произведены, апогейный двигатель отработал штатно, – сообщал Игорь Кот. — Третий импульс произойдет 12 декабря». «Третий маневр тоже успешно произведен», — позже заверил Игорь Кот в разговоре с репортером ComNews.
17 декабря 2012 г. Игорь Кот сообщил репортеру ComNews, что последний (четвертый) маневр был успешно совершен в ночь с 14 на 15 декабря 2012 г.
Что касается срока службы спутника, который сократился из-за неплановой корректировки орбиты и перерасхода топлива, необходимого в ходе эксплуатации, то он, по словам Игоря Кота, будет определен в ближайшее время. Источник, хорошо знакомый с ситуацией, рассказал репортеру ComNews, что сейчас уже понятно, что в результате нештатной ситуации и расхода топлива срок активного существования спутника сократился с 15 до 11 лет. Именно такое сокращение срока службы прогнозировали специалисты ГКС изначально. По оценке генерального директора ГК AltegroSky Сергея Пехтерева, теоретически при сокращении срока службы на четыре года ущерб от недополучения прибыли от 66 эквивалентных транспондеров может превысить $250 млн.
ГКС месяц назад направила официальное уведомление о возникновении нештатной ситуации в страховую компанию «СОГАЗ», в которой спутник был застрахован на 309 млн евро. При этом в ГКС не говорят, являются ли перерасход топлива и, как следствие, снижение ресурса спутника страховым случаем. В сообщении «СОГАЗа» указывается, что «размер убытка станет известен примерно через месяц, когда космический аппарат будет официально сдан в эксплуатацию. Тогда будут понятны объем потраченного для выхода на целевую орбиту топлива и, соответственно, ресурс спутника». Вчера в беседе с репортером ComNews Игорь Кот пообещал в ближайшее время прояснить ситуацию вокруг снижения сроков службы эксплуатации спутника и возможного возмещения убытков со стороны страховой компании.
Нештатное поведение разгонного блока «Бриз-М» мог вызвать отказ двигателя, однако точная причина пока не известна. Это далеко не первая авария, в которой повинен «Бриз-М», — его эксплуатация началась в 1999 г. Расследованием инцидента с «Ямалом-402» сейчас занимается специально созданная Федеральным космическим агентством (Роскосмос) рабочая группа. В середине декабря прошлого года руководитель пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов в беседе с ComNews подчеркивал, что быстрейшее расследование аварии — в интересах самого агентства, поскольку от этого зависит график запусков «Протонов» с «Бризом-М», которые должны состояться уже очень скоро.
«Ямал-402» — самый мощный и самый долгожданный спутник в российской орбитальной группировке: 66 транспондеров Ku-диапазона в эквиваленте 36 МГц (12 транспондеров по 72 МГц, 18 по 36 МГц и 16 по 54 МГц), более 10 кВт мощности на полезную нагрузку. Бортовые антенны КА формируют четыре фиксированных луча и один перенацеливаемый. «Около 40% емкости спутника приходится на Европу, Ближний Восток и Африку, оставшиеся мощности – на Россию и СНГ, — рассказывает Игорь Кот. – Полезная нагрузка спутника позволит оказывать услуги по передаче ТВ-сигнала, в том числе DTH (Direct-to-Home – для непосредственного приема) и спутникового ШПД».
Андрей Федосеев
Мария Петрова
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.