10 причин отучить ребенка от телевизора

02.08.2014 | Новости

10 причин отучить ребенка от телевизора

10 причин отучить ребенка от телевизора

Какую роль играет телевидение в вашей жизни и в жизни вашего ребенка? Многие родители считают, что образовательные передачи полезны. А вот медики и психиатры доказывают обратное. Время, проведенное перед телевизором, это не досуг, а практически сплошной вред. Чтобы доводы специалистов показались вам более убедительными, предоставляем 10 веских поводов забыть о телевизоре.

Вред для умственного и психического развития. Для детей до года и старше телевизор является «универсальным раздражителем». Он «нагружает» сразу несколько органов чувств ребенка — зрение, слух, а также эмоциональную сферу. Нервная система малышей истощается от такого обилия информации и стимулов. Вот лишь некоторые негативные последствия длительного пребывания малыша у телевизора: снижение самоконтроля; повышенная возбудимость; неспособность занять себя, уменьшение активности, неразвитость воображения (из-за пассивного потребления информации); поверхностное восприятие информации (если что-то стало неинтересно, можно просто переключить канал), эмоциональная «выхолощенность» — мелькание красок и сюжетов на экране настолько разнообразно, что реальная жизнь уже не впечатляет.

Неестественные позы. Движущаяся картинка приковывает внимание ребенка настолько, что он способен застыть, как загипнотизированный, в самой причудливой позе. Вред для позвоночника, зрения и кровообращения при этом огромный. Гиподинамия — проблема современных людей — все больше «молодеет».

Дефицит общения. Постоянно включенный телевизор становится виртуальной подружкой или другом. Хотя на самом деле, разумеется, это иллюзия. Но телевидение способно создавать иллюзию присутствия в комнате другого человека. Реального же контакта — обмена мыслями, мнениями, настоящего разговора — при этом не происходит.

Телевизор как глава семьи. Включенный телевизор способен собрать вокруг себя всю семью. Но при этом ее члены не общаются друг с другом, не рассказывают, как прошел день, не обмениваются интересными мыслями и шутками. На самом деле вечерние посиделки перед телевизором не сплачивают, а разобщают семью, отнимая у нее время для настоящего общения.

Образовательные программы бесполезны. Психологи и медики установили, «любые экранные занятия для детей в возрасте до двух лет не влияют на языковое, интеллектуальное и когнитивное развитие». А много ли толковых телепередач может предложить телевидение для детей старше двух лет? «Телепузиков», «Улицу Сезам»? Более того, педиатры подтверждают: чем дольше экранное время в раннем детстве, тем хуже умение сосредоточиться, выше риск ожирения и синдрома дефицита внимания. Получается, что любые передачи, включая так называемые образовательные, приносят скорее вред, чем пользу.

Практика бездействия. Играя и общаясь со сверстниками, ребенок активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается. «Взаимодействие» с телевизором развивает в малыше пассивность. Быстрая смена кадров негативно влияет на детский мозг, обилие информации утомляет ребенка, а живое общение заменяется его суррогатом — бесконечной рекламой и пошлыми ток-шоу.

Кажущийся выбор при отсутствии выбора. При внимательном изучении телепрограммы выясняется, что телевидение не так уж много может предложить детям. Образовательные программы, реальный эффект которых, как уже говорилось выше, сомнителен. Мультфильмы и детские фильмы, а также передачи для подростков — вот, пожалуй, и все.

Урок избегания проблем. Во время просмотра телевизора дети, оставаясь в привычной для них обстановке (в отличие от просмотра мультфильмов в кинотеатре), имеют возможность наблюдать за выдуманными или реальными событиями чужой жизни, развитием отношений, драками и погонями… Визуальное изображение позволяет отрешиться от реальности, забыть о невыполненных уроках, о неприятном разговоре с другом — да вообще обо всем — и примерить на себя образ героя. Девушки без досуга и личной жизни, утешающие себя просмотром сериалов о любви, и неуспешные молодые люди, пересматривающие фильмы о супергероях — «взрослая» версия аналогичного поведения.

Неумение занять себя. Телевидение — самый легкий вид досуга. Чтобы собрать небольшую компанию друзей и устроить пикник, экскурсию, поход в кино, нужно проявит фантазию, талант лидера и организационные навыки. Чтобы посмотреть телевизор, не требуется ничего: ты нажимаешь кнопку — и тебя развлекают. В результате из «теле-деток» вырастают скучные и вечно недовольные подростки, и молодые люди, которые не знают, чем себя занять.

Упущенное время. Пункт, который по сути подводит итог всех предыдущих. Телевизор поедает время, которое могло бы быть потрачено на тысячу прекрасных вещей: общение членов семьи друг с другом, на подвижные игры, путешествия, экскурсии, прогулки, сочинение сказок… Это время будет упущено навсегда, а дети взрослеют быстро. Если выключить телевизор, появляется много времени не только у родителей, но и у малышей. Тишина стимулирует желание чем-нибудь заняться, а, как следствие, развивает воображение. «Отключенные» от телевизора родители и дети открыты к общению и новым формам досуга. Не отказывайтесь от них ради возможности на час-другой отключиться от реальности.

lady.obozrevatel.com