Телеком-операторы и OTT-сервисы
31.07.2014 | Новости
Телеком-операторы и OTT-сервисы
Традиционные операторы не жалуют новых претендентов на доходы в телеком-отрасли — компании с OTT-услугами. Но жизнь полна противоречий: сами операторы подготовили почву для их прихода и успешного развития. Благодаря увеличению пропускной способности, переходу на IP-протоколы, а главное, благодаря построению операторами надежных и глобально связанных сетей, более гибкие и динамичные соперники теперь могут предлагать свои услуги в самых разных странах.
Если для мира операторов привычны договоры о присоединении, разграничении зоны ответственности и т.п., то на новых участниках рынка практически нет этих многочисленных хомутов. То есть компании с OTT-услугами в этой части имеют возможность быстро реагировать на изменения в экономике, в технологиях, в спросе.
Вторая, более серьезная составляющая «слабости» операторов связи, находится там же, в их сетях. Затраты на строительство, на техническое обслуживание и содержание, на ремонт оборудования — это много-много миллионов рублей, долларов и т.д. Это требует постоянного финансирования, наличия персонала, выполнения требований регуляторов в части качества услуг и их бесперебойности. Кроме всего этого, не забудем про немаленькие затраты на лицензии, частоты и другие ресурсы.
Несмотря на известность как торговых марок, так и компаний-владельцев OTT-услуг, потребители зачастую ничего не могут поделать в случае их плохой неустойчивой работы или даже их временного отсутствия. Желание «пожаловаться» практически всегда исчезает, так как кажется, что нельзя ничего требовать от поставщика, когда его услуга предоставляется бесплатно. Глобальность охвата новыми услугами также имеет отрицательную сторону: поставщики OTT-сервисов не могут контролировать, точнее, воздействовать на доступность и качество услуг. Трудности также возникают и с поддержкой пользователей: писать придется на каком-либо иностранном языке (а что делать, когда 210 стран, как в примере ниже), время реакции будет зависит от страновых приоритетов поставщика и его возможностей.
Один из свежих, т.е. не про Skype, примеров легкого входа в рынок, глобального охвата и т.д. За 18 месяцев «Tango» стали использовать более 45 миллионов человек в 210 странах мира (такое количество стран сама компания указывает в пресс-релизах). Предлагаются услуги и голосовой связи и видеовызовы (в настоящее время это 80% трафика) через сети 3G и 4G, а также через Wi-Fi. Более 10 процентов пользуются «Tango» ежедневно и 44% считаются активными пользователями. По информации от компании (раздел FAQ) 450 минут видеообщения через сети 3G или 4G требуют около 2 Гб трафика. Весной этого года компания получила финансирование в размере 40 миллионов долларов от новых инвесторов — Qualcomm Ventures и Access Industries, Inc. Эти «вливания» будут поддержаны и другими, что означает достижение внешнего финансирования на уровне 100 миллионов долларов. В планах компании в ближайшем будущем предложить дополнительные платные возможности, при этом нынешние голосовые и видеовызовы будут оставаться бесплатными.
Глобальность охвата самых разных абонентских терминалов и устройств, а также доступность
(загрузка из App Store, Android Market и Window Phone Marketplace) — обязательное условие
Поставщики OTT-услуг еще могут сэкономить на затратах, обычно предшествующих запуску услуг. Ведь от оператора требуется опять же для гарантирования качества услуги и её работоспособности провести тестирование на разном «железе», позаботиться о наличии сертификатов, гарантийных обязательств, ЗИПа и о поддержке. Это опять же ложится в себестоимость и вынуждает для целей окупаемости и финансового благополучия устанавливать соответствующие тарифы. Потребитель же, в свою очередь, зачастую готов согласиться на коммуникации более низкого качества, главное, чтобы за меньшие деньги или на «бесплатной» основе. Не нужно тратить время на подписание контрактов и вычитывание кучи условий, всё обычно проще — понял или не понял, ставь «галочку» и запускай.
Есть ли лекарство против этих слабостей? Есть, но все рецепты требуют времени и, опять же, затрат. Внедрение и использование DPI, развертывание IMS-архитектуры — это не быстро. В какой-то мере позиции традиционных телеком-операторов защищены универсальностью сетей и следованию международным и национальным стандартам. Телефонный аппарат, и не важно проводная связь или сотовая, помогут вам легко связаться со всем миром.
Отстаивают свои позиции операторы разными способами: где-то «зажимая» соперников, где-то стараются быстрее предложить такие же услуги и как-то конкурировать, в том числе, и по ценам, где-то найдут возможность участия в доходах или взимания каких-нибудь платежей на разовой и периодической основе. Ясно, что мир телекоммуникаций меняется и становится менее спокойным и более конкурентным для операторов связи. И кому больше помогут новые сети 4G?