Логистика контента

02.08.2014 | Новости

Логистика контента

Логистика контента

Я страстный коллекционер. Ну, пожалуй, не слишком страстный, ибо предметы интереса у меня постоянно меняются. Когда-то ими были виниловые пластинки. В основном — советские. Позже — компакт-диски. Потом — DVD-кино. Сейчас — BD-кино, в том числе музыкальное: записи опер, концертов и т.п. Естественно, не собственно BD, их у меня, скорее всего, и двух десятков не наберется, а BD-образы на винчестерах.

В связи с этим число фильмов в моей коллекции подобралось к 3000, а число жестких дисков — к полусотне. Ибо собираю лишь «толстые» фильмы, дающие при воспроизведении достаточно плотный поток. Идеал — около 50 Мбит/с, но такие, увы, встречаются очень редко, чаще из «высокопоточных» попадаются со скоростью 30-35 Мбит/с. Если же нахожу очень уж желанный фильм только в разрешении 720p (там поток обычно бывает заметно меньше даже максимальных «дивидишных» 10 Мбит/с), то соглашаюсь и на него в надежде, что он появится в лучшем качестве. Впрочем, из 3000 таких «семисотдвадцаток» наберется у меня хорошо если 30.

Последнее ставит перед таким коллекционером-перфекционистом, как я, целый ряд, может быть, и мелких, но постоянных проблем. Ну как мошкара… Во-первых, при таком объеме информации просто для экономии места (да и финансов — в сумме) покупать в основном приходится винчестеры «голенькие», внутренние: ни денег, ни места не напасешься на те, что спрятаны в толстых кейсах, да и непонятно, куда их ставить и как всякий раз таскать к проигрывателю.

Логистика контента

Но когда они «голенькие», совершенно неясно, как их складировать. Поначалу были «технологические» упаковки: эдакие тонкие прозрачные пластиковые коробочки. Но они оказались совсем неудобными: одна на другой такие не держатся, при падении не демпфируют, занимают «лишний воздух»… Наконец, один мой приятель приобрел где-то на Тайване специальные силиконовые чехольчики, оставляющие открытой «информационную» наклейку и позволяющие после съема мелкой крышки вставлять диски в «кроватки», не снимая чехла. Такие чехлы предусматривают складирование стопками (там есть выпуклости и впадины), и, как показал опыт, десяток винчестеров стоит твердо. Но даже если подобные колонки и разрушаются от собачьей активности, то рассыпаются мягко и при этом не портятся. Пожалуй, единственный раздражающий недостаток этих чехлов — невозможность их подписывать: никакие наклейки здесь не держатся, ни один фломастер не оставляет надежных следов…

Смотрю я кино (и слушаю Совсем Высокую Музыку — 5.1-7.1, 96-192 кГц, 24 бит,) исключительно на «Дюне». Потому что, протестировав не меньше десятка разных многоформатных проигрывателей, я убедился, что «Дюна» понимает максимум медиаформатов и что только она умело распоряжается BJ-меню и играет без потерь любой Высокий Звук, вплоть до Самого Высокого.

Логистика контента

«Дюн» у меня целых три: стационарная Prime, на сегодня несколько уже устаревшая, но благодаря постоянно выходящим прошивкам умеющая вести себя ничуть не хуже новеньких, маленькая, в треть размера, Dune HD с добавочным «блю-рейным» блоком и, наконец, крохотная, легко умещающаяся на ладони, HD TV-101 со встроенным модулем Wi-Fi. Первая из них стоит на главном месте, на видеомузыкальной стойке в кабинете, вторая, поменьше, — в комнате жены, под ее отдельным телевизором, а последнюю я использую, что называется, при случае, для демонстрации

Но винчестеры с фильмами (или, что, наверное, проще — фильмы поштучно) к проигрывателю надо доставлять. У более свежих и дорогих версий Dune да и у некоторых «в одну треть» существует специальное гнездо для жесткого диска, а иногда их бывает даже два (Dune Duo HD). Вы вставляете туда нужный винчестер, и — вуаля! А потом, просмотрев нужное, изменяете его. Это удобно. Но я иду другим путем, может быть, менее изящным, зато не требующем смены аппарата. Подсоединив к Dune «кроватки» (эдакие… «тостеры», куда вставляется 3,5- или 2,5-дюймовый диск, которые имеют минимум USB-выход, но часто еще и eSATA, а то и FireWire), я меняю в них диски.

Логистика контента

Такие «кроватки» у меня стоят сзади стойки, так что вида не портят, и, как мне кажется, они не менее удобны, чем гнезда внутри проигрывателя. Подключены они у меня, во-первых, две к компьютеру, чтобы легко было закачивать на них полученные с торрентов фильмы, во-вторых, — к главной Dune через eSATA, и в-третьих, — к маленькой через USB, поскольку порт eSATA занят там пристяжным приводом Blu-ray. Подсоединение по eSATA чуть выгоднее, чем по USB, поскольку в первом случае диск воспринимается Dune как внутренний, а не как пристяжной, и Dune позволяет делать с ним чуть больше, чем с «юэсбишным». Если же о скорости… то ни один фильм, поданный с USB, даже самый «толстый», ни на мгновение ни разу не затормозился: скорости канала хватает сверх головы.

И пожалуй, последняя проблема такого «убийственного коллекционерства», — каталогизация. Чтобы легко найти нужный фильм, когда хочется занять вечер либо порадовать гостя, требуется быстренько просмотреть имеющееся собрание, причем недурно было бы, если бы оно было рассортировано по жанрам, авторам или интересам. Признаюсь, последней части представленной проблемы я до сих пор так и не разрешил. Что же касается просто каталогизации, то с самого начала я составил в Excel таблицу с названиями на русском и не на русском, с качеством и местоположением. В общем, основные задачи она выполняет, но… легко перепутать (или случайно потерять) информацию в графе местоположения, после чего (если не повезет) приходится просматривать содержимое полусотни дисков. И потому, когда я наткнулся на программу Broken X Disk Manager, это показалось мне чуть ли не счастьем: она автоматом читает содержимое «проходящих» через компьютер дисков, умеет искать, показывает все размеры и отданное в долг и все такое прочее. Сейчас уже не страшно и потерять клеточку-другую в Excel’е.

А теперь, наконец, возможно, — главное. Возможно, — главное будущее. Таскать диски туда-сюда, конечно, можно. Руки не отвалятся. Однако было бы недурно, если бы все они хранились где-нибудь за диванчиком, в отдельном шкафчике. Объединенные в общий массив. Или, допустим, разъединенные, чтобы не попадать в бесконечный список. И чтобы уже оттуда можно было брать их по сети. Через провод или по воздуху, что, согласитесь, куда удобнее.

Шкафчиков таких не то чтобы полно, да и те, что есть, запредельно дороги для дома. Однако сами они — это только полдела. Основное дело — получение с них контента. И потому даже Dune, сетевая микросхема которой объединена с главной, так что интерфейсных потерь практически нет, даже Dune фильмы с потоком за 40 Мбит/с играет с жуткими запинками и остановками. Я имею в виду самый быстрый вариант— по проводу. Если же разводить Ethernet-кабели по всей квартире (у меня даже между компьютером и видеостойкой дыра, которую приходится обходить по потолку или долбить пол) неудобно, не ко времени, не хочется… остается вариант PowerLine, электрической розетки (которым, кстати, я изредка и пользуюсь). Но там всего 100 Мбит/с, которые на поверку недотягивают и до 15—20 Мбит/с. Так что 720p или слабенькие 1080i еще проходят, а вот все, что потолще, уже «не смотрится». (Замечу, только что D-Link прислал пресс-релиз о новом PowerLine — на 500 Мбит/с. Надо будет проверить. Но, согласитесь, что это все равно вдвое меньше проводного гигабита, а ведь и его не всегда хватает).

Интересно, что гладкость воспроизведения, кроме того, сильно зависит и от сервера, с которого оно ведется: всякие там недорогие NAS тормозят куда сильнее, чем, скажем, средний компьютер.

Когда же речь заходит о Wi-Fi! О да! Фильмы стандартного разрешения с потоком в районе 2 Мбит/с или чуть повыше Wi-Fi передает идеально. Однако попытка посмотреть через него даже двухслойный DVD превращается в пытку. Или в демонстрацию редкой удачи! И это независимо от того, «n» он или не «n», от количества антенн и их величины, от настройки местоположения.

Короче говоря, все цифры сетевых скоростей, что проводных, что беспроводных, что «электрических», это все какие-то лабораторно-тестовые «попугаи», а «сетевое» кино покуда остается светлой мечтой всего прогрессивного человечества.

Меня иной раз даже посещает мысль, что мы раньше начнем смотреть «тяжелые» фильмы прямо в режиме стрима, из Интернета, чем наладим домашние сети для кино с винчестеров. Да к тому же еще и вставленных в серверы.

Евгений Козловский

dgl.ru