Отложенный эфир
10.10.2011 | Новости
Отложенный эфир
Придумать перспективную технологию проще, чем заработать на ней. Опыт президента «Рикор холдинга» Армена Маргаряна — наглядный тому пример.
«Рикор холдинг» в 1990-х годах был крупнейшим импортером продуктов питания в Москве. Потом Армен Маргарян увлекся высокими технологиями. Принадлежащий ему завод «Рикор» в Нижегородской области собирает ресиверы с жестким диском, которые позволяют телезрителям смотреть фильмы и передачи в удобное время. Спутниковый оператор Маргаряна «Актив ТВ» вещает на европейскую часть России. У его американского аналога — кабельного оператора TiVo — более 3 млн абонентов. «Актив ТВ» собрал к 2011 году лишь 10 тыс. клиентов. Для выхода на операционную окупаемость ему нужно втрое больше. У лидера российского рынка спутникового телевидения «Триколор ТВ» более 5,4 млн абонентов. Почему перспективная технология забуксовала?
1. Безуспешная попытка выйти на конкурентный рынок телевизоров
Прежде чем создать «Актив ТВ», в 2006 году Армен Маргарян договорился с концерном LG.Philips о совместном производстве телевизоров с жестким диском. На начальном этапе планировалось выпускать до 10 тыс. ЖК-панелей в месяц. Телевизионную матрицу поставлял международный концерн, сборкой и установкой жесткого диска занимался завод «Рикор». Маргарян угадал тренд — сейчас практически все модели дорогих телевизоров оснащаются жестким диском. Но партнерство оказалось неудачным. Модель могла записывать фильмы и передачи, но качество картинки оставляло желать лучшего. Для LG.Philips проект был далеко не приоритетным, дальше пробной партии телевизоров дело не пошло.
2. Компания попыталась создать новый рынок в одиночку
Тогда Маргарян решил захватить узкую нишу приборов для обработки видеосигнала. Он рассчитывал продавать инновационные ресиверы спутниковым операторам. Однако такой подход оказался утопией. Рынок платного ТВ в России в 2000-х только формировался. Его объем, по данным агентства iKS-Consulting, в 2007 году был 17,7 млрд руб., а в 2010-м уже превысил 33 млрд руб. При таких темпах операторы больше думали о расширении дистрибуции, нежели о новых технологиях. Маргаряну пришлось не только инвестировать в разработку ресивера и обслуживающего его софта, но и создать оператора «Актив ТВ» и даже телеканал «Телевизионный дамский клуб» (ТДК).
3. Продажи стартовали, когда технология была сырой
«Мы прекратили сотрудничать с «Рикором», когда посыпались рекламации клиентов: их оборудование слишком часто ломается»,— говорит Роман Звездин, начальник отдела продаж компании «Везде ТВ». Маргарян проблему признает: из-за скачков напряжения вылетала одна микросхема. Сейчас, по его словам, «Рикор» сменил поставщика, и доля брака не превышает среднерыночный уровень — около 1%. Однако часть партнеров Маргарян успел потерять.
4. Производство своими силами
Микросхемы для ресиверов «Рикор» выпускаются в Юго-Восточной Азии, но собирается оборудование в Арзамасе. В перспективе на локализации можно было бы сэкономить — импортировать комплектующие дешевле, чем готовые приборы. Но сейчас тиражи ресиверов невелики, и себестоимость производства получается выше, чем у азиатских конкурентов. Цена самого дешевого ресивера «Рикор» с жестким диском на 160 Гб — 8,5 тыс. руб. (еще 3-4 тыс. руб. надо заплатить за спутниковую тарелку и установку). Для сравнения: IP-ресивер с 320 Гб памяти для «Билайн ТВ» стоит 7,9 тыс. руб. (спутниковая тарелка для IP-телевидения не нужна). При этом ресивер «Билайн ТВ» можно взять в аренду, а технику «Актив ТВ» — нет.
5. Слабый маркетинг
Тарифный план с наибольшим количеством каналов обойдется абоненту «Актив ТВ» в 5,3 тыс. руб. в год. У «Билайн ТВ» подобная услуга стоит 2,9 тыс. руб., а у «Триколор ТВ» — 600 руб. Конкурирующие операторы предоставляют меньше функциональных возможностей. Однако о преимуществах потребителям надо доходчиво рассказать. «Рикор» пока покупают в основном продвинутые пользователи. В прошлом году Армен Маргарян провел пробную кампанию, использовав наружную рекламу и телевидение в Краснодаре. Но новых клиентов пришло мало. Владелец «Актив ТВ» не может определиться, как продвигать свой продукт,— за два года оператор сменил уже три названия.
Армену Маргаряну не удалось найти общий язык с операторами спутникового телевидения, но сейчас на цифровое вещание переходят кабельные операторы (две трети рынка платного телевидения). «Сейчас самое важное в нашем бизнесе — задействовать все способы честного изымания денег у потребителей, а цифровые интерактивные приставки позволяют наращивать ARPU»,— говорит президент Ассоциации кабельного телевидения России и совладелец «Акадо» Юрий Припачкин.
В конце 2010 года «Рикор» начал выпускать устройства, рассчитанные на обслуживание кабельных сетей. По словам Маргаряна, холдинг уже договорился о сотрудничестве с тремя операторами и ведет переговоры еще с 40. «Рикор» готов бесплатно предоставлять партнерам софт и пакет цифровых каналов, если те будут продавать его ресиверы и интерактивные сервисы. В одиночку продемонстрировать телезрителям достоинства персонального телевидения Маргаряну не удалось. В союзе с кабельными операторами у него появляется шанс.
Николай Гришин
источник:kommersant.