ТВ станет научным

18.11.2011 | Новости

ТВ станет научным

ТВ станет научным

В середине марта 2011 года в России появится новый телеканал под названием «Наука 2.0». Об этом сегодня заявил на встрече с журналистами заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Медников.

Апргейд формата
По его словам, значительную часть 24-часового эфира составят программы собственного производства. Примерно такое же количество будет закупаться, а еще часть эфира составят передачи из архивов ВГТРК. Основные же усилия создателей канала будут направлены на то, чтобы привлечь к экрану, прежде всего, молодую аудиторию.

Об этом стремлении свидетельствует и название проекта. Руководитель дирекции цифровых каналов ВГТРК Игорь Шестаков пояснил, что оно символизирует «апгрейд науки».

Эфир «Науки 2.0» будет заполнен прежде всего небольшими документальными фильмами (примерно по 26 минут), которые можно смотреть многократно.

Выжили немногие
Появление подобного канала не может не радовать: с приходом эпохи капитализма в Россию и общей коммерциализации телевидения, львиная доля просветительских программ приказала долго жить. Остались в эфире немногие: «Клуб путешественников, «Очевидное — невероятное», «В мире животных». В последующие годы к ним добавился ряд новых передач, среди которых выжили «Умники и умницы», «Гении и злодеи», «Искатели» и некоторые другие.

Несмотря на высокий уровень профессионализма ведущих этих программ и устоявшийся интерес аудитории, теленачальники не особо жаловали «просветителей», некоторым из которых пришлось кочевать с канала на канала в поисках лучшей доли.

Так было, например, с легендарной программой «В мире животных». Выйдя впервые в эфир 17 апреля 1968 года, программа несколько десятилетий выходила на «первой кнопке», в 2006-м была «сослана» на «Домашний», где ее почти никто не видел, а сейчас обосновалась на «России-2». Сменила немало мест обитания и другая знаменитая передача, «Очевидное-невероятное» (Первая программа Центрального телевидения СССР, Первый канал, ТВ Центр, «Культура», «Россия»).

Более двух лет выходила по ночам в эфире НТВ еженедельная программа «Гордон». За время ее существования ведущий успел побеседовать с почти двумя сотнями известных российских ученых. Круг обсуждаемых тем был весьма широк – физика, химия, биология, история, космология, философия. Однако в итоге проект оказался чужд каналу, который переориентировался на другую аудиторию, не столь обремененную тягой к знаниям.

Единственный европеец в России
Не появилась бы и в обозримом будущем и «Наука 2.0», если бы не распоряжение сверху: в марте 2010 Дмитрий Медведев поручить создать подобный канал главному телерадиовещательному холдингу страну.
ВГТРК не привыкать к таким поручениям. Можно вспомнить, например историю появления канала «Культура» (ныне «Россия К»), который был создан в 1997 году после указа Бориса Ельцина.

Между тем, на Западе давно поняли, что этот сегмент телевидения не менее интересен аудитории, чем, например, ток-шоу. Если, конечно, подать зрелище в правильной «упаковке», без занудного академизма. Законодателями мод выступили американцы, запустившие в середине 90-х кабельный и спутниковый научный канал Discovery Science. В легком научно-популярном жанре ведущие программ канала рассказывают о разных занимательных вещах. Например, о технологиях, используемых при съемке кино, или о переработке отходов. Ставятся забавные эксперименты, проверяются разного рода байки и легенды и т.д.

Доходы и расходы

На ВГТРК решили не изобретать велосипед, а слегка его модернизировать, приспособив к российским реалиям. Так, по словам Шестакова, произошло с другим кабельным каналом холдинга, «Моей планетой», который ВГТРК запустил в декабре 2009 года. Отечественный аналог Discovery Channel потихоньку становится прибыльным. Медников отметил, что «Планета» имеет около 7 млн. подписчиков (в том числе 1 млн. в странах СНГ и Балтии) и сейчас приносит около 2 млн. долларов дохода в год.

Что же касается «Науки 2.0», то, по словам заместителя гендиректора ВГТРК, для запуска проекта потребуется не менее 10 млн. долларов. Большая часть денег пойдет на покупку иностранных фильмов. В будущем же планируется, что через несколько лет, благодаря подписчикам и рекламодателям, канал сможет приносить создателям ежегодно примерно 3 – 3,5 млн. долларов.

Зритель поначалу не увидит на экране знакомые лица. Как выразился Медников, «привлечь известных людей на нераскрученный канал в первое время невозможно». Да и не все деятели науки смогут вписаться в «молодежный формат» нового проекта. Во всяком случае, как пояснил Медников, никто не требует точных сроков окупаемости, точной модели вещания и иных жестких параметров. И это правильно. Главное — запустить научный канал в России.

источник:РИА-новости