Интернет теснит телевидение

26.01.2011 | Новости

Интернет теснит телевидение

Интернет теснит телевидение

«Будущее укрыто даже от тех, кто его делает», — как-то изрек французский писатель Анатоль Франс. И, конечно, был прав. Но можно попытаться приоткрыть завесу над грядущим. Особенно если речь идет о будущем телевидения, которое в 2015 году ожидает переход на цифру. Хотя вопросов — масса.

ТВ с приставкой
Завтрашний день эфирного цифрового телевизионного вещания в идеале выглядит так: зритель по всей нашей необъятной Родине приобретает для своего телевизора специальную приставку (так называемую Set Top Box) и за определенную абонентскую плату получает доступ к нескольким мультиплексам (пакет из нескольких каналов). Получая при этом картинку и звук значительно более высокого качества, чем раньше.

Планируется, что в первый мультиплекс, запускаемый за счет государственного бюджета, войдут телекомпании федерального значения: Первый канал, «Россия 1», НТВ, «Россия К», «Россия 2», «Россия 24», «Пятый канал», «Карусель» (совместное детище бывших детских каналов «Бибигон и «Теленяня»).

Они будут транслироваться для зрителей бесплатно, в рамках так называемого социального пакета. Так в условиях перехода от обычного, аналогового ТВ на цифровое, каждому гражданину страны гарантируется доступ к информации. Как того требует Конституция РФ.

Во втором мультиплексе в цифровом виде до зрителя дойдут каналы меньшей государственной важности. Такие как ТВ Центр, СТС, РЕН, «Звезда», ТНТ, «Мир», ТВ3, «Муз-ТВ», MTV, «Домашний», 7 ТВ, ДТВ, «2х2», EuroNews.

Что же касается третьего мультиплекса, то он, скорее всего, будет составлен из региональных каналов.

Будут ли взиматься за показ каналов второго и третьего «ранга» деньги со зрителей — окончательно еще не решено. Во всяком случае, Национальная ассоциация телерадиовещателей ратует за бесплатную трансляцию. Пока не очень понятно и кто конкретно должен закупать/производить Set Top Box, в каком количестве и по какой цене затем продавая населению.

У отечественных телевизионщиков, впрочем, как и у чиновников, есть еще время для решения подобного рода вопросов. Заместитель руководителя Роскомнадзора Константин Протопопов полагает, что «параллельное вещание в аналоге и в цифре может продлиться и до 2020 года».

Спутники и кабельщики
Рассуждая о платном телевидении, надо отметить, что оно уже существует.

У потребителя давно есть возможность выбирать не только из эфирных каналов. По старинке считается, что в большинстве населенных пунктов России жители могут принимать максимум два-три канала. Это не так. Даже в сельской глубинке устойчиво принимаются не менее тридцати каналов.

И все это благодаря спутниковому телевидению, «тарелки» которого украшают, чуть ли не каждый деревенский дом. Основной игрок на этой «площадке» — «НТВ плюс».

Впрочем, наряду с этим в России все активнее развивается и бесплатное спутниковое телевидение, когда необходимо заплатить только один раз — при его установке. Число каналов значительно меньше, чем в традиционном варианте, зато почти все основные в наличии.

Не стоит забывать и о бурном развитии кабельного ТВ, вотчина которого крупные и средние города России. По данным президента Ассоциации операторов кабельного телевидения Алексея Амелькина, кабельщики обеспечивают телесигналом до 85-90% городского населения. Правда, Амелькин сетует, что сейчас зритель «массово мигрирует в Интернет, где интерактивность в разы больше».

Интернету пока далеко до телевидения
Как пошутил президент компании «Амедия» Александр Акопов, «телевидение — вымирающее СМИ». В потенциале. Сейчас же, по словам эксперта, возможности двух этих медиапространств пока несравнимы — телевизионные проекты ежедневно смотрят десятки миллионов человек, тогда как самые популярные новостные ресурсы Рунета не дотягивают и до миллиона просмотра в день.

Однако, по мнению Акопова, дальнейшее развитие всемирной сети приведет к уменьшению телевизионной аудитории. Что же касается цифровизации, то она значительно увеличит число телекомпаний, половину из которых будут составлять push-каналы, осуществляющие web-вещание.

«Интернет сокращает дистанцию между медиа и зрителем, — считает гендиректор компании Tvigle Media Егор Яковлев. Он полагает, что для глобальной паутины характерны более короткие и персонифицированные истории, чем на телевидении. Похоже, его западные коллеги с ним согласны. В частности, Tvigle Media не так давно подписала с компанией «Уолт Дисней Компани СНГ» соглашение о сотрудничестве в области интернет-прав на показ сериалов и мультфильмов пользователям Рунета.

Новости по заказу
Грядущее телевизионной отрасли видится многим экспертам, как расширение в первую очередь интерактивных услуг.

Аудитория получит возможность возвращаться к архивам просмотренных передач, самостоятельно программировать сеансы, обмениваться между собой мнениями о просмотренной программе и т.д.

По мнению писателя Александра Фельдмана, будущее голубого экрана — это телевидение по заказу, которое «сделает ненужным каналы и программные сетки». Акопов же прогнозирует, что интерактивные возможности на ТВ проявятся, прежде всего, в жанре новостных программ и каналов. Не успел зритель увидеть тот или иной информационный выпуск — пришел, отмотал передачу назад и благополучно посмотрел.

Что же касается развлекательного ТВ, то, как считает глава «Амедиа», его будущая доля останется примерно такой же, как и сегодня. Зритель во все времена предпочитает помимо хлеба иметь под рукой и зрелище.

Сергей Варшавчик
источник:РИА Новости.