Iridium берет кредиты, чтобы компенсировать последствия аварии Falcon 9
06.11.2016 | Новости
Финансовые последствия аварии, уничтожившей 1 сентября ракету Falcon 9 и спутник Amos-6, начинает ощущать не только израильский оператор Spacecom.
Компания Iridium Communications пересматривает свои соглашения с поставщиками космических аппаратов и с кредиторами. Ввиду задержки с запуском спутников, оператор не сможет запустить в коммерческую эксплуатацию сеть следующего поколения Iridium Next.
Первоначально планировалось в течение 2017 года провести 7 пусков ракета-носителя Falcon 9 с 10 космическими аппаратами Iridium Next. Таким образом, предполагалось в течение следующего года сформировать орбитальную группировку и в начале 2018 года начать полноценное предоставление коммерческих услуг.
По информации Spacenews.com, 27 октября во время телеконференции с инвесторами и U.S. Securities and Exchange Commission (Комиссия по ценным бумагам и биржам США, организация, осуществляющая контроль рынка ценных бумаг) оператор признал, что эксплуатация Iridium Next не начнется раньше середины 2018 года. Это в случае развития по самому оптимистичному сценарию, более реальным сценарий говорит, что эксплуатация новой системы начнется в конце 2018 года. То есть инвесторы, рассчитывающие на поступления от новых сервисов, этой прибыли не получат. Плюс, оператору нечем расплачиваться за создание новой орбитальной группировки, которая стоила $3 млрд.
В частности, с 2018 года должен был заработать сервис Aireon, на который рассчитывали и владельцы Iridium — одного из учредителей, и владельцы Harris Corp. — генерального партнера. Сервис Aireon позволит в режиме реального времени передавать с борта самолета всю информацию, имеющую отношение к безопасности полета (Air Traffic Controllers (ATC)) без замены существующей авионики на самих воздушных судах. Сейчас Международная организация гражданской авиации ICAO все большее значение придает спутниковым системам безопасности авиаперевозок, внося спутниковое оборудование в список рекомендованного. В ноябре 2015 года Международный совет электросвязи установил диапазон 1087,7 – 1092,3 МГц для передачи данных с самолета на спутник в рамках системы Automatic Dependent Surveillance-Broadcast (ADS-B). Поэтому перспективы коммерческого использования Aireon оцениваются весьма оптимистично, несколько авиакомпаний проявили заметный интерес, а Qatar Airways уже заключила контракт на ее использование.
В качестве временного выхода из ситуации, Iridium взял кредит у нескольких организаций (в числе которых правительство Франции) на сумму $1,8 млрд. Ввиду того, что поставщиком космических аппаратов Iridium Next является франко-итальянская компания Thales Alenia Space, то кредит от правительства Франции, вероятнее всего, был получен по экспортной программе. Правительство Франции предоставляет государственные гарантии по кредитам для оплаты контрактов, в рамках которых французские компании экспортируют высокотехнологичную продукцию. По такой схеме были частично профинансированы российские спутники серии «Экспресс-АМ», полезную нагрузку для которых поставляла TAS.
Кредит, помимо обязательств по выплатам, накладывает дополнительные обязательства на финансовую политику оператора — наличие обязательного денежного резерва, установленные кредиторами финансовые балансы, дополнительный контроль и прочее
Контракт на запуск первых двух спутников Iridium Next был получен российско-украинской компанией «Космотрас». Запуск предполагалось провести на конверсионной ракета-носителе «Днепр». Но этот контракт не получил одобрения правительства РФ, вероятнее всего по той причине, что министерство обороны США — один из основных пользователей системы Iridium.