Технические проблемы на платформе НТВ Плюс

04.10.2011 | Новости

Технические проблемы на платформе НТВ Плюс

Технические проблемы на платформе НТВ ПлюсПочти всю субботу около двух миллионов абонентов телекомпании «НТВ Плюс» не могли смотреть любимые кинофильмы, спортивные и иные передачи. После многочасового простоя телекомпания сообщила о восстановлении вещания, полностью отключив кодировку – уже к вечеру платные каналы стали доступны всем желающим, а абонентам оператор обещал выплатить компенсации. Однако причины сбоя не оглашаются, а действующие нормативные акты не только не спасают в таких ситуациях, а отчасти даже стимулируют аварии на коммерческих спутниковых телеканалах.

Первые сообщения о сбое появились еще вечером в пятницу, 30 сентября. В 23 часа администраторы ОАО «НТВ Плюс» признали, что по техническим причинам возможны проблемы с приемом телеканалов пакетов «Спорт», «Спорт-Плюс», «Кино», «VIP-Кино» и «Ночной», пообещав восстановить доступ «в ближайшее время». Однако решить технические проблемы не удалось даже спустя почти сутки. В итоге к 21 часу 1 октября телекомпания просто отключила кодировку, открыв почти все каналы для бесплатного просмотра даже должникам (для доступа предлагалось перезагрузить ресивер).

Небеса обетованные

Причины сбоев пока не оглашаются, а дозвониться в единый колл-центр сети «НТВ Плюс» и в работающий по выходным петербургский офис журналисту «Фонтанки» не удалось – все телефоны были заняты.

Любопытно, что инцидент на коммерческом спутниковом канале произошел сразу после утверждения аварийной схемы вещания – в начале сентября она была согласована Федеральным агентством связи, ФГУП «Российская телерадиовещательная сеть» (РТРС), ФГУП «Космическая связь», рядом государственных и частных телеканалов (в том числе и «НТВ Плюс»). Однако схема «односторонняя»: в случае неисправности спутников государственной космической группировки и невозможности оказывать с них услуги вещания общероссийских каналов в регионах, нагрузка должна переводиться на коммерческих операторов. При этом, по данным агентства ComNews, последние обязаны будут пропускать трафик бесплатно.

Поменять схему аварийного взаимодействия чиновники вынуждены были после того, как в середине августа в космическом пространстве сгинул неудачно запущенный новый российский спутник «Экспресс АМ4». В итоге в «связном» ведомстве решили в случаях сбоя переключать вещания с аналогичных отечественных космических телетрансляторов «Экспресс-МД1» и «Экспресс-АМ33» на иностранные Eutelsat 36A и ABS 1, используемые телекомпаниями «НТВ Плюс» и «Триколор ТВ». В комментариях отраслевым СМИ все участники соглашения единогласно заявили, что справятся с возможной нагрузкой и о готовности выполнять задание «партии и правительства» – в приоритетном порядке обеспечить бесперебойную трансляцию общероссийских телеканалов (РТР, «Первый канал» и т.д.).

«Мы не можем оставить нашу страну в беде… – сообщил ComNews Олег Колесников, технический директор «НТВ Плюс». – Компания и так вещает практически все российские каналы. Схема осуществляется на безвозмездной основе, поскольку речь идет об аварийной ситуации и мерах реагирования, и она не тарифицируется».

Компенсационная клубничка

Сами абоненты канала в многочисленных комментариях на форумах и в социальных сетях неоднозначно оценивают ситуацию, однако такой уж резкой и агрессивной реакции на произошедшее нет. Больше всего сбой разочаровал любителей спорта – в субботу на «НТВ Плюс» должны были транслироваться матчи чемпионатов Италии, Испании, Франции и Германии, игры Лиги Европы и др.

Решение открыть все каналы (в том числе «Русская ночь», Playboy TV и пр.) без кодировки пользователи оценили исключительно положительно: «Я балдею… открыты почти все каналы, – пишет один из абонентов . – Очень неплохая реклама – я уже захотел всегда смотреть столько каналов… Оставьте так хоть на недельку, вообще круто будет».

На форумах прежде рассерженные клиенты делятся впечатлениями от «халявных» каналов (включая самые «жаркие») и даже беспокоятся, не возникнет ли у «НТВ Плюс» проблем с правообладателями фильмов и иных транслируемых теперь без кодировки программ.

Возможно, дополнительные доходы от новых подписок на платные каналы хотя бы частично сократят телекомпании причиненные аварией убытки, в том числе обещанные пострадавшим абонентам компенсации. Их сумма не разглашается, но минимум, на что могут рассчитывать пользователи – вычет абонентской платы за сутки, в течение которых они были лишены возможности смотреть оплаченные телепрограммы и фильмы. Учитывая, что подписка на «пострадавшие» каналы по общим тарифам компании составляет около 1700 рублей в месяц, компенсация не превысит 60 рублей.

Добиться большего абоненты вряд ли смогут. Ведь даже досудебная процедура крайне затруднительна – нужно направить оператору письменную претензию с приложением копии договора и подтверждающие убытки документы, которые компания вправе рассматривать до двух месяцев. А перспектива очень туманна: юристы ссылаются как на общие нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», так и на утвержденные Правительством России Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания. Эти документы гласят, что в случае ненадлежащего исполнения оператором взятых на себя обязательств абонент вправе потребовать по своему выбору соответствующего уменьшения стоимости услуг, безвозмездного устранения недостатков или возмещения понесенных по их устранению своими силами или третьими лицами расходов. Однако второй вариант уже реализован, а последний вряд ли возможен (если только зритель не отправился в платный телесалон). Кроме того, в судебном порядке можно взыскать моральный вред, хотя доказать его будет очень сложно.

Поэтому большинство абонентов, скорее всего, согласится на предложенную телекомпанией компенсацию и не будет предъявлять дополнительные требования. Хотя недовольные пользователи могут и «напакостить» оператору, пожаловавшись в Роспотребнадзор или Роскомнадзор. Ведь согласно заключенным с ним договорам ответственность в виде возврата доли абонентской платы наступает только при невозможности по вине телекомпании непрерывно пользоваться ее услугами свыше трех дней! Данная норма, как свидетельствует судебная практика надзорных ведомств, может быть оспорена в суде и само по себе ее включение в договор влечет для оператора административную ответственность.

Отметим, что сбой у «НТВ Плюс» уже второй глобальной коллапс в сетях связи за последние десять дней – 21 сентября в Санкт-Петербурге, по утверждению многочисленных абонентов, перестала функционировать сеть «МТС». Причем авария произошла в момент приемки госкомиссией модернизированного оборудования сотового оператора, в ходе которой чиновники управления Роскомнадзора полностью подтвердили соответствие сети связи лицензионным требованиям.

Однако в отличие от «НТВ Плюс» сотовый оператор продолжает отрицать даже факт аварии: специалист по связям с общественностью филиала «МТС Северо-Запад» Юлия Неменова на просьбу журналиста «Фонтанки» прокомментировать ситуацию заявила, что «не понимает о каком сбое идет речь». Хотя в колл-центре оператора признавали факт аварии, лишившей связи большинство пользователей более чем на 12 часов.

Антон Одынец, «Фонтанка.ру»