HDTV в России уступит место 3D
18.11.2011 | Новости
HDTV в России уступит место 3D
По данным аналитиков, в 2009 году 58% поставок оборудования для цифрового и спутникового телевидения в Восточную Европу пришлось на Россию. Исследователи считают, что большой интерес к HDTV среди российских пользователей подстегивает спрос на подобное оборудование. Российские эксперты полагают, что у трехмерного телевидения в России большие перспективы.
Ресиверы для спутникового, цифрового и IP-телевидения крайне востребованы на российском рынке. 58% восточноевропейских поставок соответствуют 15% осуществленных в 2009 году поставок в весь регион EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка). По данным аналитиков исследовательской компании IMS Research, Россия возглавляет первую пятерку стран Восточной Европы по динамике роста поставок подобных устройств, опережая Польшу, Чехию, Румынию и Венгрию.
По словам соавтора исследования Ребекки Курлак, в четвертом квартале прошлого года несколько российских операторов платного телевидения в перечнях доступного для своих абонентов оборудования анонсировали появление цифровых ресиверов с функцией записи сигнала высокой четкости (HD DVR), что способствовало существенному продвижению рынка платного телевидения в целом.
«Оператор спутникового телевидения «Орион экспресс» и компания «Вымпелком» первыми стали предлагать своим абонентам HD DVR и рассчитывают на существенный прирост абонентов, — цитирует Ребекку Курлак сетевое издание Eetindia. — «Орион экспресс» рассчитывает на прирост на 10,5%, «Вымпелком» — на 39% до конца 2010 года».
Исследователи отмечают рост интереса российских пользователей к услугам, которые не в состоянии оказывать эфирное телевидение, — HDTV (телевидение высокой четкости), DVR (возможность записи цифрового сигнала) и VOD (видео по запросу). По словам Курлак, российский рынок платного телевидения вошел в стадию взрослости, и расходы операторов на развертывание сетей, обновление инфраструктуры и продвижение новых услуг наконец-то начнут окупаться.
Российское HD
В России будущее телевидения видят не столько в HD, сколько в 3DTV. В ходе круглого стола «Новые стандарты телевизионного качества в России: перспективы HDTV и 3D», состоявшегося в среду в российском агентстве международной информации «Новости», участники рынка платного телевидения (спутникового, кабельного и цифрового) поделились своим мнением о состоянии и перспективах российского рынка HD-телевидения. Выяснилось, что, даже несмотря на то, что практически все современные модели домашних плазменных и жидкокристаллических телевизоров оснащены возможностью отображать HD-картинку, массового спроса на HD-продукты пока нет. По словам технического директора «НТВ-плюс» Олега Колесникова, из 560 тыс. абонентов компании пакеты HD-каналов покупают примерно 25 тыс. Генеральный директор холдинга «ЭР-телеком» (крупнейший региональный оператор кабельного телевидения) Андрей Семериков рассказал, что в регионах, согласно результатам экспериментов, проводившихся компанией некоторое время назад, спроса на HD-продукты практически нет.
В качестве причины такой ситуации Андрей Семериков отметил отсутствие в регионах подходящей инфраструктуры, высокую стоимость доставки HD-контента и невысокий (относительно абонентов из крупных городов) уровень притязания региональных пользователей. Иными словами, провинция пока довольна картинкой в стандартном разрешении. Зато в крупных городах спрос на контент в высоком разрешении наблюдается у операторов и спутникового, и цифрового телевидения.
Однако, по мнению экспертов, хоронить российское массовое HDTV рано, поскольку с переходом телевизионного вещания в цифровой формат все может измениться. Российское цифровое телевидение будет использовать стандарт MPEG4, а не MPEG2, как в большинстве стран. Одно из преимуществ MPEG4 — существенная экономия пропускной способности вещательного потока. Если HD-видео, сжатое в MPEG2, требует пропускной способности 20−30 Мбит/сек. на канал, то MPEG4 требуется всего 6−10 Мбит/сек. Возможно, выбор стандарта MPEG4 для национального цифрового телевидения был обусловлен именно его экономичными свойствами, позволяющими в том числе продвигать массовые HD-продукты.
От HD к 3D
Эксперты, собравшиеся за круглым столом, также отметили, что HDTV — переходная технология, за которой последует трехмерное телевидение.
По словам президента Ассоциации кабельного телевидения России Юрия Припачкина, переход от HD к 3D займет пять-семь лет. Эксперт предположил, что HD может не успеть охватить массовый рынок и уступит его 3D.
По мнению независимого эксперта по современным цифровым технологиям Михаила Генина, 3D сегодня очень популярная технология и пользователи в ближайшие несколько лет будут покупать телевизоры с поддержкой 3D, даже не задумываясь о том, есть ли подходящий для этого формата контент. В пользу 3D говорит еще и тот факт, что большинство телевизоров, оснащенных такой функцией, одновременно поддерживают и HD. То есть для перехода от одной технологии к другой пользователям не придется докупать дополнительное оборудование.
Самой большой проблемой, не позволяющей пока 3D−телевидению стать массовым, по мнению экспертов, является контент. Съемки в объеме требуют совершенно нового подхода и гораздо более дорогого оборудования. На переоснащение производителям контента нужно потратить много времени и средств, так что 3D — это не слишком отдаленное, но и не слишком близкое будущее российского телевидения.
Олег Колесников сообщил, что кино и спорт — основной контент, за HD-версию которого готовы платить абоненты «НТВ-плюс». Успех стереокино и спортивных трансляций в 3D указывает на то, что с трехмерным телевидением ситуация может повториться.
Именно фильмы и спорт станут основными драйверами рынка 3DTV, считают специалисты телевизионной индустрии.
Иван Шадрин
/www.infox.ru/