Нацсовет не знает кто собственники Зеонбуда, а отключение аналога отложили до 17 июня 2015
17.03.2015 | Новости
Аксиома о том, что в будущем не будет ничего, кроме телевидения, сегодня претерпевает существенную поправку: не будет аналоговой его версии — сплошная цифра. А вот судьба самого цифрового телевидения в Украине — в руках особого медиатрибунала. На последнем своем заседании Нацсовет вплотную взялся за цифрового монополиста на рынке.
Орган уполномочил Олега Черныша и Александра Ильяшенко собрать рабочую группу — и решить, что же делать с цифрой дальше. Над накопившимися вопросами по теме, как со стороны зрителей, так и вещателей, команда знатоков колдовала на закрытой встрече, по результатам которой мне удалось пообщаться с одним из главных зачинщиков инициативы — Олегом Чернышом.
Нацсовет, Зеонбуд, Олег Черныш
— Первое рабочее совещание, посвященное проблеме развития цифрового эфирного вещания в Украине, показало, что много вопросов требуют срочного решения. Решать их мы пригласили Государственную службу связи и защиты информации, концерн РРТ, Нацкомсвязи, ГП «Центр радиочастот», Госкомтелерадио, ООО «Зеонбуд» и представителей цифрового комитета ИТК.
Вопросы, которые мы обсуждали на совещании — это, во-первых, нормативная база, которая регламентирует внедрение цифрового эфирного телевидения в Украине. Для многих людей оказалось новостью, и мы только донесли до них мысль, что в нормативно-правовой базе есть проблемы. Есть насущная потребность технического регламента и методики исследований покрытия цифры.
— Были ли приняты какие-то решения по техническому регламенту?
— Речь шла не просто о разработке технического стандарта DVB-T2. 17 июня 2015 года прекращает защищаться аналоговое эфирное телевидение, и в связи с постановлением Кабмина 31 декабря 2015 года аналоговое эфирное вещание должно прекратиться. До этого времени мы должны принять план отключения аналогового вещания — будет ли это разовое отключение рубильника на весь аналог или постепенное отключение.
— Для этого нужно, чтобы была готова альтернатива аналогу. Есть ли сеть покрытия у «Зеонбуда», как утверждают в компании?
— «Зеонбуд», конечно, говорит о 95%, но у нас нет нормативной базы, чтобы утверждать обратное. Мы догадываемся (по заявлениям экспертов), что это, может быть, и не соответствует действительности, но стандартов DVB-T2 нет, методики исследования нет, и измерить мы не можем.
С другой стороны, кроме распространения, есть проблема приемной части — то есть банального наличия у населения сет-топ боксов, способных принять сигнал DVB-T2. Ограничено это количеством сет-топ боксов в Украине. Точных данных статистики о том, какое количество людей смотрит кабель, спутник и эфирное телевидение — нет. По нашим оценкам, это где-то 6-7 млн домохозяйств. Задача в том, чтобы при отключении аналога у них были приемники, способные принять сигнал DVB-T2.
На рабочем совещании мы услышали информацию, что для имплементации стандарта DVB-T2 в Украине необходимо порядка 6 месяцев. Плюс, какое-то время уйдет на создание методики проверки напряженности поля.
— А по чьим оценкам этот срок составляет 6 месяцев?
— Это исследование, если я не ошибаюсь, проводил одесский УНДИРТ по запросу концерна РРТ. Сейчас, насколько я понимаю, мы не сможем за пять минут проверить, насколько покрытие ООО «Зеонбуд» соответствует заявленным 95%. Я знаю, как исследуются аналоговые зоны покрытия — на зону одного киловатного передатчика требуется 3-4 дня. То есть для такого исследования необходимы наличие и средств, и времени, и к июню мы вряд ли сможем получить всю информацию о том, где находятся зоны, не покрытые вещанием. Методологию необходимо разработать уже сейчас, чтобы понимать, что и где придется строить концерну РРТ.
Следующий момент, о котором хотел бы сказать — мы должны понимать уровень насыщенности рынка сет-топ боксами. Информации у Нацсовета такой нет. Мы располагаем информацией о 800 тыс. приемников, распространенных среди малоимущих слоев населения. По информации Госкомтелерадио, есть необходимость еще в 600 тыс. Таких денег в бюджете нет. Какое-то количество боксов было реализовано через дилеров — «Ромсат» и «Стронг» — по регионам, но мы точно не знаем, какое. Есть и реализованные через ритейл сет-топ боксы, есть компании, производящие телевизоры с встроенными DVB-T2 тюнерами. Когда мы получим информацию о том, что около 6 млн домохозяйств имеют возможность смотреть цифровой сигнал, если ООО «Зеонбуд» снимет кодировку, мы подходим к той грани, когда можно думать об отключении аналогового телевидения. Если на 31 декабря 2015 года население не будет обеспечено сет-топ боксами, то ни о каком отключении речи быть не может. Вы только представьте социальный взрыв, если миллион домохозяйств останутся без телевидения.
— А как же обязательства, взятые на себя Украиной на законодательном уровне? Эти сроки четко прописаны в ратифицированной конвенции. Есть ли альтернатива для эфирного телевидения?
— Нужно понимать, и этот вопрос на встрече тоже поднимался, что сложилась определенная ситуация вокруг применения телевизионного ресурса. Сейчас для потребностей аналогового телевидения используется метровый диапазон — с 1 по 12 каналы, и дециметровый — с 21 по 69. В полном объеме его использовать нельзя, потому что часть частот используется военными, спецпользователями, подвижной связью. С внедрением цифрового эфирного телевидения появляется так называемый цифровой дивиденд — освобождается определенная полоса частот для не-телевизионных потребностей. В Европе это частоты с 61 по 69, и в Украине это частично реализовано. Проблема в том, что есть ряд телеканалов, которые продолжают как аналоговое, так и цифровое вещание в этом диапазоне.
Если не в следующем году, то в перспективе встанет вопрос о создании и второго цифрового дивиденда — это частоты с 49 по 60 каналы, которые будут использоваться, скорее всего, под LTE. Рано или поздно это надо планировать.
К нам обратился концерн РРТ, который попросил обратиться с ходатайством в Украинский государственный центр радиочастот для просчета двух покрытий. Это предусмотрено постановлением Кабмина 2008 года, когда там планировалось внедрение двух мультиплексов. В ходе рабочего заседания стало ясно, что частотного ресурса на создание этих двух мультиплексов просто нет. Его мы будем искать. Наверняка ресурс освободится после отключения аналогового эфирного вещания. И пока мы имеем на рынке ООО «Зеонбуд» с 4 мультиплексами, с непонятными собственниками…
— Собственники ООО «Зеонбуд» так и остаются непонятными для Нацсовета?
— Да, они остаются нераскрытыми. Я разговаривал с нашей юридической службой, и они сказали, что по полномочиям Нацсовет не может обратиться к компании с требованием раскрыть собственников. Как только начнет работать Общественный совет, мы обратимся к нему с этим вопросом. Возможно, наша юридическая служба не все знает, но у меня нет причин им не доверять. Мы можем догадываться, кто собственники, но достоверной информации у нас нет.
А возвращаясь к предыдущему вопросу, хотелось бы, чтобы «кнопка», сеть распространения цифрового эфирного телевидения принадлежала все-таки государству. Во всяком случае, чтобы оператором выступал государственный концерн РРТ.
Нацсовет, Зеонбуд, Олег Черныш
— На прошлом заседании Нацсовет упоминал, что «Зеонбуд» арендует помещения у концерна РРТ, и их передатчики стоят на его вышках. В чем проблема с «кнопкой», расскажите подробнее?
— На объектах концерна РРТ стоят передатчики, потому что концерн — оператор связи для вещателей, так сложилось исторически. В случае с «Зеонбудом», компания получила лицензию провайдера, и на свои или заемные средства построила цифровую сеть. Я не знаю сути договора между «Зеонбудом» и концерном, но похоже, что это отношения аренды, и сотрудники РРТ особо не вмешиваются в работу передатчиков компании.
— То есть, доступ к передатчикам они все же имеют?
— Тут необходимо понимать, как выглядит аппаратный зал концерна. Лично мне не кажется, что передатчики «Зеонбуда» находятся за большой железной дверью под замком. То есть физический доступ к ним имеют, но дистанционное управление доступно, естественно, только «Зеонбуду».
— Поднимался ли вопрос о раскодировании на рабочем совещании?
— Мы говорили, что Нацсовет принял решение о том, чтобы «Зеонбуд» обеспечил исполнение как своей лицензии, так и лицензий телеканалов. И там, и там речь идет о вещании в некодированном виде. На рабочей встрече компанию «Зеонбуд» преставлял руководитель технического отдела. Спрашивать с него, почему не раскодирован сигнал, смысла нет. Я просто констатировал факт, что сигнал не раскодирован.
Кстати, интересный момент. На днях я получил письмо от директора Волынского отделения концерна РРТ Семирея Сергея Ивановича. Волынская область граничит с Беларусью. Как вы знаете, Беларусь сейчас развивает цифровое телевидение. В их мультиплексах, помимо беларусских, есть и российские телеканалы. Стоимость сет-топ бокса в Украине, по курсу доллара 8, достигала 600 грн. Люди ехали в Беларусь и покупали там сет-топ бокс без кодировки за 300 грн, и получали возможность смотреть беларусский мультиплекс, с российскими телеканалами, некодированный, а украинские мультиплексы они смотреть не могли. Получается, что их сет-топ боксы, как, собственно, продукция «Ромсат» и «Стронг», принимает сигналы российских мультиплексов, и наши жители могут смотреть российские каналы. А наоборот это не работает, так как сигнал украинских мультиплексов закодирован, и даже не все украинские жители могут его получать — что уж говорить о Беларуси или России. Это к слову об информационной безопасности.
— А говорили ли вы с представителями «Зеонбуда» по поводу тарифов?
— Это вопрос отношений вещателей непосредственно с «Зеонбудом», но мы, как регулятор, проблему понимаем. На этом совещании вопрос тарифов не поднимался, но есть важный момент. Нам нужна четкая позиция Антимонопольного комитета. Глава Нацсовета Юрий Артеменко подписывал письмо в комитет по инициативе НАМ, о дальнейшей его судьбе я не знаю. Но вопрос тарифов — это одна из главных причин демонополизировать рынок цифрового эфирного телевидения. Планируем, что за счет концерна РРТ, когда второй игрок выйдет на рынок, «Зеонбуду» будет сложно удерживать монопольные цены.
До этого, я знаю, уже было обращение в Антимонопольный комитет, и в тот раз результата не было. Но это было давно, и, возможно, тогда Антимонопольный комитет принимал во внимание то, что на тот момент лицензию провайдера имела компания УЦТМ, лицензию на вещание на MX-6 в DVBH — компания «Этер». Сейчас лицензия УЦТМ аннулирована. По результатам мониторинга компании «Этер» мы будем инициировать проведение проверки деятельности этой компании, поскольку только сегодня я получил результаты, и вещания компания «Этер» не ведет. Плюс, есть еще три организации, которые имеют лицензии на многоканальное вещание на 41, 43 и 64 каналах. Речь об «Эра продакшн», «Экспресс информ» и «Гамма консалтинг».
— Вы упомянули, что концерн РРТ собирается выходить на рынок как альтернатива «Зеонбуду»…
— Это не альтернатива «Зеонбуду», нет, это оптимальный вариант для оператора связи. У него есть высотные объекты и квалифицированный персонал. Именно они построили, фактически, за год сеть «Зеонбуда» — не знаю, на каких условиях.
— Но концерн РРТ не лицензирован как провайдер программной услуги.
— Да, есть несколько вопросов, касающихся именно лицензирования концерна. У нас есть заявка от концерна РРТ, с другой стороны — их деятельность как оператора связи и как провайдера одновременно не понятна. Мы совещались по этому вопросу с аппаратом — вплоть до того, что сегодня было еще одно совещание — и ищем пути, каким образом произвести это лицензирование, если будет необходимый перечень номиналов частот. Ведь провайдер — это, в моем понимании, пакетирование услуги и последующая ее продажа, что не является по сути деятельностью концерна РРТ.
Я сейчас выскажу лично свое мнение, может, у других членов Нацсовета оно другое, но: построение концерном РРТ сети цифрового эфирного вещания — в интересах госбезопасности. Я полагаю, что найти частоты можно будет уже после отключения аналогового вещания.
— Как вы можете прокомментировать ситуацию с иском ООО «Тотвельд» и попытками Бориса Колесникова, канала XSport запретить «Зеонбуду» раскодировать сигнал?
— Я слышал об этой попытке, и это касалось, если не ошибаюсь, только сигнала на спутнике. «Тотвельд» может спокойно запрещать трансляцию своего сигнала через спутник, это проблемы их взаимоотношений, и к решению Нацсовета отношения не имеет. Если «Зеонбуд» как провайдер не обеспечил компании «Тотвельд» условия, предусмотренные их договорами — это их хозяйственное дело. В лицензии что у «Тотвельда», что у «Зеонбуда» четко прописано, что сигнал должен быть в некодированном виде. А как они сигнал доставляют — вопрос десятый. Если не хотят через спутник — пускай используют оптоволоконные линии, релейные линии.
— На начальном этапе вы были директором компании-основателя УЦТМ — компании, которая получила лицензию на построение цифровой сети. Почему она тогда не была построена?
— Сеть не была построена из-за проблем с финансированием. Я работал над этим проектом с 1 января по октябрь 2008 года, это была интересная концепция, были построены зоны синхронного вещания в Киевской и Житомирской областях — но, честно скажу, не УЦТМ, а усилиями концерна РРТ — и в Одесской области. Сигнал передавался по оптоволоконным линиям, транслировалось до 10 каналов.
— Этот проект связывают с Виктором Балогой. Кто на самом деле был инвестором и собственником УЦТМ, планируют ли они кассацию, имеют ли претензии на рынок цифры теперь, когда стоит вопрос о демонополизации?
— Я не хочу называть собственников, тем более, мы не можем получить от нынешних людей информацию. Собственниками и инвесторами были юрлица, а кто конкретно за ними стоял, я сказать не могу.
— Ну и о наполнении цифрового эфира. Из 28 вещателей, вошедших в пакет и получивших цифровую лицензию, есть ряд каналов с неизвестными собственниками и вещающих в нарушение лицензии в тестовом режиме. Каналу «Эскулап ТВ» в связи со сменой собственника переоформили лицензию под честное слово, что вещание начнется. А что по поводу остальных каналов-«пустышек»?
— Называть каналы «пустышками», наверное, неправильно, у них есть лицензия Национального совета, они проводят вещание, а в нарушение программной концепции или нет, надо смотреть по результатам мониторинга. Мы назначаем компаниям мониторинг, по его результатам назначаем проверки.
— Но ведется ли мониторинг именно этих каналов?
— Если было дано поручение, то мониторинг ведется. Я, если честно, не знаю. Я дал поручение провести мониторинг компании «Этер», и он был проведен. По этим каналам вероятно, что он проводится. Я уточню, и смогу дать более полный ответ.
Ответа на свой вопрос по поводу мониторинга каналов «Винтаж ТВ», «Голдберри», «Добро» (он же «Погода ТВ») и Business (он же Star TV) я жду в ближайшем будущем, а вот об одной инициативе рабочей группы Нацсовета могу доложить уже сейчас — она готова открыть двери своих заседаний для прессы. Так что теперь докладывать о развитии интриги вокруг цифрового эфирного вещания я буду вам не из-за угла.
Источник: медианяня