Клиентов «Экспресса-МД1» выручит «Ямал-202»

01.08.2014 | Новости

Клиентов "Экспресса-МД1" выручит "Ямал-202"

Спутник «Ямал-202», принадлежащий ОАО «Газпром космические системы», заменит потерпевший аварию «Экспресс-МД1». Решение принято после проведенных испытаний.

Об этом сообщила вчера пресс-служба Минкомсвязи.

Основные объекты вещания должны были быть переведены на прием телесигнала с «Ямала-202» в течение вчерашнего дня, подчеркивается в сообщении. Таким образом, более чем для 80% населения, потерявшего возможность просмотра четырех федеральных каналов, вещание уже восстановлено. В течение двух дней этот показатель будет доведен до 90%, а в полном объеме трансляция возобновится в течение двух недель. Эти сроки обусловлены тем, что необходимо вручную переориентировать антенны на более чем 1 тыс. объектов ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) в труднодоступных малых населенных пунктах.

Как следует из пресс-релиза министерства, по итогам испытаний решение о переходе на спутник «Ямал-202» принято на совместном совещании ведомства, представителей ФГУП «Космическая связь» (ГПКС), РТРС и телеканалов. Участие во встрече оператора спутника – «Газпром космические системы» (ГКС) – представитель пресс-службы Минкомсвязи не подтвердил, но и не опроверг.

Итоговая схема вещания с применением спутника «Ямал-202» обеспечит прием «Первого канала», «России 1», «Культуры» и «Пятого канала» и позволит сохранить в полном объеме местное вещание региональных филиалов ВГТРК, заверяет отраслевой регулятор.

До конца года министерство планирует три запуска, в результате которых на орбиту будут выведены четыре космических аппарата серии «Экспресс»: АМ5, АМ6, АТ1 и АТ2. По сведениям министерства, в связи с недавней аварией ракеты-носителя «Протон» (см. новость ComNews от 3 июля 2013 г.) Роскосмос может скорректировать программу запусков. Их даты будут определены после окончания работы аварийной комиссии и правительственной комиссии во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.

Комментируя порталу ComNews выбор резервного спутника, генеральный директор ГК AltegroSky Сергей Пехтерев отметил, что «Ямал-202» имеет «очень интересные параметры». «С одной стороны, все его транспондеры работают в С-диапазоне, спрос на емкость в котором растет не столь быстрыми темпами, как в Ku или Ka. А с другой – зона освещения, охватывающая Европу, часть Африки, Ближний и Средний Восток, европейскую часть России, часть Южной Азии, подразумевает наличие большого числа разнообразных клиентов, миграция которых достаточно высока как по финансовым, так и по технологическим причинам», — подчеркнул он.

Пехтерев допускает, что по этим причинам «Ямал-202» имел определенный резерв пропускной способности и мог принять российских клиентов телеканалов, работавших на «Экспрессе-МД1».

В свою очередь, заместитель генерального директора ГКС по маркетингу и бизнес-планированию Игорь Кот сообщил репортеру ComNews, что емкость спутника «довольно сильно загружена», однако время от времени освобождается. Основными клиентами, по его словам, являются представители бизнеса: половину из них составляют российские компании, половину – зарубежные.

Насколько хватит ресурса «Ямала» для выполнения задачи, Игорь Кот комментировать не стал. При этом он подтвердил, что оператор ведет диалог с Минкомсвязи, РТРС и телеканалами и часть каналов может перейти на спутники ГКС. «Все зависит от специфических нюансов», — отметил собеседник ComNews.

Согласно официальному уведомлению ГПКС, адресованному ОАО «Ингосстрах», авария на «Экспресс-МД1», расположенном в точке 80° в.д., произошла в четверг, 4 июля, в 12.32 мск (см. новость ComNews от 9 июля 2013 г.). Принадлежащий «Космической связи» аппарат перешел в режим неориентированного полета из-за отказа в обмене информацией бортовой цифровой вычислительной системы и комплекса, управляющего двигателями-маховиками. В результате прервалась трансляция телевизионных программ «Первого канала», «России 1», «Культуры» и «Пятого канала» на Центрально-Европейской части России и в Уральском регионе, где проживает около 117 млн человек.

«В первые же минуты после прекращения вещания сработала система экстренного переключения, созданная РТРС, и трансляция телеканалов пошла по резервным системам», — указывалось в официальном сообщении Минкомсвязи (см. новость ComNews от 8 июля 2013 г.). В качестве резервного канала были использованы мощности другого КА группировки ГПКС — «Экспресс-АМ33», расположенного в точке 96,5° в.д.

«По резервной схеме сейчас передается сигнал «Первого канала» и «России 1″ для 94% населения, проживающего в зоне охвата спутника», — уточнял руководитель пресс-службы РТРС Игорь Степанов. Около 75% принимали передачи «Пятого канала». Наиболее сложная ситуация сложилась с вещанием канала «Культура» и региональными трансляциями выпусков местных новостей. Пресс-служба РТРС пояснила, что еще в пятницу вещание программ канала «Культура» возобновили 169 объектов из 295.

Помимо телевещания пострадали магистральные спутниковые каналы сотовых операторов. «Нарушение ориентации спутника привело к незначительным потерям спутниковых каналов, которые в настоящий момент переводятся на резервные маршруты», — информирует пресс-секретарь ОАО «ВымпелКом» Анна Айбашева. «Там, где это необходимо, мы переводим трансляцию на резервные каналы», — добавляет пресс-секретарь ОАО «МТС» Ирина Агаркова. При запуске спутника также официально сообщалось о том, что его мощности будут использованы для «решения задач подвижной президентской и правительственной связи». От комментариев по этому вопросу представители пресс-службы Минкомсвязи в пятницу уклонились, сославшись на отсутствие соответствующей информации.

«Экспресс-МД1» создан московским ГКНПЦ им. Хруничева. На момент запуска в феврале 2009 г. это был первый малый спутник связи и вещания, появившийся на вооружении ГПКС. За его основу была взята та же платформа, что и для казахского спутника KazSat-1, который был потерян осенью 2008 г. Четыре года назад Алексей Остапчук, на тот момент генеральный директор ГПКС, сообщил ComNews, что ГКНПЦ им. Хруничева внес много доработок в платформу малого космического аппарата. «МД1 — это уже не KazSat, а совершенно другой аппарат, с иными ПО и полезной нагрузкой», — подчеркивал Алексей Остапчук. Полезную нагрузку для «Экспресс-МД1» поставила франко-итальянская фирма Thales Alenia Space (TAS) в лице подразделения в Италии (см. новость ComNews от 12 февраля 2009 г.).

Спутник был запущен с космодрома Байконур вместе со средним «Экспресс-АМ44». Для вывода спутников на орбиту применялась ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» (оба — производства ГКНПЦ им. Хруничева).

Запуск и первый год эксплуатации на орбите АМ44 и МД1 были застрахованы двумя компаниями: «Ингосстрах» (70%) и «Согаз» (30%). При расчете страховой премии «Ингосстрах» исходил из стоимости спутника «Экспресс-АМ44» на уровне 1,8 млрд руб., а «Экспресс-МД1» — 1,1 млрд руб. Таким образом, общая стоимость двух новых спутников составляет около 2,9 млрд руб., а страховая премия по ним достигает 500 млн руб.

Источник:

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.