Украинцам грозятся перекрыть бесплатный интернет-контент

14.11.2016 | Новости

В Украине в очередной раз обещают победить пиратство. Недавно истекли последние сроки для возврата президентом на повторную доработку в Верховную Раду закона «О государственной поддержке кинематографии», что автоматически позволяет считать его принятым.

Реализация этого документа позволит украинской киноиндустрии рассчитывать на дополнительные бюджетные вливания, а в борьбе с интернет-пиратством вообще намечается мини-революция.

Главное ноу-хау закона — механизм защиты интересов правообладателей. Запустить его пытались еще с 2008 года, но интернет-лоббистам каждый раз удавалось отсрочить время «Ч». Теперь из Сети должны будут уйти, во-первых, работающие на европейскую и американскую аудитории международные сайты, во-вторых, пираты, нацеленные на украинскую аудиторию.

Это значит, что правообладатели смогут зарабатывать на своем контенте, а его платформы-поставщики — увеличить доходы от рекламы.

Пираты получили почти 160 млн.

По приблизительным данным, количество просмотров нелегального контента в Украине в 2015 году составило 10,3 млрд заходов (67% общего количества), а доля легальных — только 5 млрд (33%).

«Пиратские сайты, размещая украденный контент, привлекают зрителя и зарабатывают на рекламе. Они вредят правообладателям, монетизируя за них контент, обваливают рынок рекламы, препятствуя его росту. Это не позволяет легальным игрокам перекрывать затраты на покупку и производство продукта. Пираты же на это не тратятся», — констатировал UBR.ua заместитель генерального директора StarLightMedia Анатолий Максимчук.

Только из-за того, что украинцы посещают кинотеатры в 2-7 раз реже, чем в поляки или американцы, и в 10-20 раз больше просматривают фильмы на пиратских сайтах, а не на премьерах, кинопрокатчики, кино и теле-производство недополучают миллионы гривен. В качестве примера эксперты приводят фильм «8 лучших свиданий».

«Он шел в марте 2016, собрал в кинотеатрах Украины чуть более 34 млн. грн., но и потери продюсеров при этом составили миллионы грн», — отметил Анатолий Максимчук.

Потери на десятки миллионов подсчитывает и рекламный рынок, так как за 1 тыс. показов видео-рекламы, встроенной в фильм, телепрограмму, видео, на легальных сайтах просят в среднем 22 гривны, а на пиратских ресурсах — около 15 гривен. Согласно статистике, предоставленных StarLightMedia, в 2015 году 47% (141 млн. грн.) доходов от размещения видео-контента в интернете получил легальный сектор и 53% (159 млн. грн.) — нелегалы.

Эксперты предполагают, что каждый из ТОП-3 пиратских сайтов в 2015 году заработал до 10 млн. грн.
Данные цифры в реальности могут быть еще выше, считают эксперты. Но для подсчета нужны единые методики, которых нет.

«Глобального исследования уровня пиратства в Украине не было. На уровне ЕС разрабатывали методологию, но не все участники рынка с ней соглашаются. По странам методологии разнятся. Поэтому вывести реальную цифру сложно», — отметил UBR.ua директор объединения предприятий «Украинский музыкальный альянс» Павел Калениченко.

Под кого писали закон

Процедурам вывода из тени нарушителей авторских прав и идентификации собственников сайтов посвятили едва ли не две трети текста закона. Документ писался при непосредственном участии продакшн-компаний. Они, как производители информационного, развлекательного и кино-контента для ведущих каналов Украины, больше всего заинтересованы в противодействии пиратству.

Как утверждают в StarLightMedia, производство 1 серии сериала обходится $40-50 тыс., а доход на ее одноразовом прокате в прайм тайм составляет $2,5-5 тис.

«Деньги, вложенные в контент и не возвращенные с ТВ-рынка, мы монетизируем в других секторах, продавая контент, размещая на своих сайтах и т.д. У нас убыточность незначительная, по сравнению с другими группами. Но в целом по рынку, по ТОП-10 каналам вложенные суммы в 3-4 раза превышают те, что удается вернуть», — заверил Анатолий Максимчук.

«Телевизионным продакшнам есть за что бороться. У них свой контент и свои сайты, с которыми пираты конкурируют. По тексту закона видно, что их юристы подошли серьезно, прописывав каждую букву документа с учетом своего опыта. Поэтому, если будет увеличение сборов от борьбы с пиратством, то в первую очередь оно коснется телевизионных проектов», — отметил UBR.ua исполнительный директор ГО «Украинский киноинститут» Денис Масликов.

А вот в части украинского кинематографа эксперт пессимистичен. По его оценке, большая часть украинского кинематографа на столько слаба и еще малоинтересна зрителю, что даже у пиратских сайтов к нему небольшой интерес.

«На моей памяти был только один прецедент выхода пиратской копии украинского фильма, пока он шел в кинотеатрах. Мало из того, что выходит на экраны, потом найдете в интернете. Исключение — «Поводырь» или «Племя». Их пытались защищать, но не очень успешно. Другая проблема — это отсутствие альтернативы пиратским ресурсам с украинскими фильмами. Легальные онлайн-кинотеатры еще имеют небольшие библиотеки современного украинского кино. Что касается авторского права, то эта система не отлажена и непосредственно авторов – создателей фильмов (предусмотрено 5 категорий авторов) она вряд ли коснется», — добавил Масликов.

По сути, в новом законе попытались реализовать европейские нормы, но сделали их более лояльными к пиратам. Так, при выявлении нелегального контента, на размещение которого правообладатель письменно не дал «добро», его адвокат будет уведомлять собственника веб-сайта и параллельно поставщика услуг технического хранения (хостинга) о нарушении, требуя ограничение доступа к контенту.

Максимум в течении 2 суток доступ к материалам (фильм, ролик, музыкальное произведение) должен быть ограничен.

Если реакции веб-сайта не будет, то поставщик технических услуг должен блокировать сам контент, а если это сделать не получится — то всю страницу с контентом. Дальнейшие выяснения и оспаривание действий переводится в суды.

«В Европе жестче — контент снимают сразу после обращения правообладателя. А на случай оспаривания таких действий правообладатель сразу подтверждает свое участие в возможных судебных процессах. Двое суток — это большой срок для интернета», — уточнил UBR.ua директор Ассоциации музыкальной индустрии Игнат Бережной.

«Контент должен быть снят максимально быстро, потому что он интересен 3-4 недели. Потом его актуальность теряется. Любые более затянутые во времени механизмы не помогут вернуть инвестиции», — дополнил его Анатолий Максимчук.

В Украине от практики моментального ограничения контента только по заявлению правообладателя отказались, чтобы у веб-сайтов, провайдеров и хостингов не было неприятностей из-за интернет-троллей, которые могут завалить легальные сайты лже- притязаниями на авторство. Боязнь столкнуться с тысячами фальшивых уведомлений и судебными исками из-за необоснованного блокирования контента была одним из «официальных» аргументов представителей интернет-индустрии.

«Специально ввели механизмы, которые страхуют сайты от недобросовестных запросов. После дискуссии с представителями интернет-индустрии решили, что подавать претензии будут адвокаты конкретных правообладателей. Это реальные лица, на которых есть данные в реестрах. Они же будут проверять права клиентов на произведение», — рассказал Максимчук.

Сработает ли этот механизм, покажет время. Но эксперты считают, что обойти его можно.

«Просматриваются очень интересные инструменты, которыми могут воспользоваться так называемые интернет-тролли и недобросовестные конкуренты», — подчеркнула UBR.ua патентный поверенный и директор компании IPStyle Мария Ортинская.

Кто попадет в сеть

Авторы закона уверены, что он позволит перейти на новый уровень борьбы с пиратством. По их мнению, детальная процедура борьбы с пиратами должна вынудить последних покинуть рынок. Предположения о том, что они просто заменят украинские хостинги на иностранные, считают необоснованными.

Аргументы следующие — пираты не станут втягиваться в судебные разборки, а пойдут зарабатывать на более лояльные рынки. К тому же, услуги иностранного хостинга дороже украинского, что увеличит затраты и нивелирует легкие заработки.

Но в отечественной практике уже был прецедент трехлетней давности, когда начали активно проверять сайты-пираты. Тогда те спокойно перекочевали за границу.

«У таких сайтов есть зеркала (точные копии других сайтов). Когда были облавы при Януковиче, то они просто перекочевали на сервера за рубежом. Думаю, что все запасные площадки они оставили и могут перейти на них в любой момент», — отметил Денис Масликов.

Остаются еще торренты. И хотя сегодня их популярность падает из-за усложненной и длительной процедуры закачки контента, полностью исключить возврат интереса к ним нельзя. Особенно, если актуальный контент спрячут от рынка или введут оплату за просмотры.

От того, приспособятся ли пираты к новым правилам, зависит конечный результат: защитят ли права авторов контента, поднимутся ли и на сколько расценки для рекламодателей в интернете; что в результате получит конечный потребитель.

Как уверяют разработчики закона, для предпочитающих интернет-просмотры украинцев все останется по-прежнему. Как и сегодня, будут сайты, работающие по абонентской плате (месячной, декадной, годовой); сайты, продающие контент как интернет-магазины, чья ценовая политика пока достаточно лояльна (оформить подписку можно за 50-200 грн., приобрести единичный контент — и за несколько гривен и за 100-200 грн.; также никуда не денутся сайты, предоставляющие бесплатный контент обмен на обязательный просмотр рекламы.

«Даже если останутся только легальные сайты, то они не будут вводить оплату за просмотр. Рынок ориентирован на потребителя. Да, можно закрутить гайки, сделать все платно и взвинтить цены, но кто будет все это смотреть если денег у людей нет», — резюмировал Анатолий Максимчук.