3D: неприжившийся формат?
02.08.2014 | Новости
3D: неприжившийся формат?
Прошло три года с тех пор, как зрители выстраивались в длинные очереди в кинотеатры, чтобы посмотреть блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар». Он быстро стал самым кассовым фильмом всех времен, отчасти благодаря революционным на тот момент цифровым 3D-технологиям.
Но, проанализировав состояние современного кинематографа, кажется, что «Аватар» так и стал пиком для фильмов в формате 3D. Несмотря на то что с 2009 года не появилось новой технологии, способной бросить серьезный вызов 3D, интерес к формату «объемного видео» явно упал. Почему?
Известный британский оператор Ник Ноулэнд работает в кино уже более 30 лет. Он постоянно следит за тенденциями и новшествами в киноиндустрии, которые появляются и исчезают, однако формат 3D у него не вызвал энтузиазма.
«С точки зрения кинематографиста, 3D может стать ценным дополнением лишь для некоторых фильмов. Но в большинстве картин он только отвлекает внимание от сюжета, а зрители жалуются на неудобства при просмотре. Я еще не встречал оператора-постановщика, который бы был в восторге от 3D».
С Ноулэндом соглашается и Оливер Стэплтон, который был оператором-постановщиком фильма «Правила виноделов».
«Формат 3D несовместим с фильмами, где в основе сюжета раскрытие внутреннего мира сложных персонажей. Он постоянно напоминает вам, что перед вами экран, и вы не можете забыться и погрузиться в мир персонажей, в их характер».
«2D не пускает пыль в глаза зрителей, как технология 3D. Отчасти потому, что мы привыкли к нему, но еще и потому, что он не пытается исказить то, что мы видим на экране».
«Моя цель как кинематографиста — сделать швы в ткани невидимыми, а 3D говорит: «Посмотрите на меня, я — картинка!», в то время как 2D просто говорит: «Однажды…» или «Жили-были…».
«Жизнь Пи» в центре внимания
Ноулэнд и Стэплтон соглашаются, что 3D-технологии могут сделать фильм более зрелищным — например, фильмы, где много компьютерной графики, как в «Аватаре». Именно в этом фильме 3D технологии были использованы наилучшим образом, утверждает Ноуэленд. Но оба они убеждены, что применение тех же технологий в драматических картинах не улучшает качество фильма.
Поводом для размышлений может стать новый фильм режиссера Энга Ли «Жизнь Пи». Критики высоко оценили творческий подход режиссера в использовании 3D-форматных камер.
Энг Ли убежден, что если разумно использовать 3D в драматических картинах, то этот формат всполне подходит для использования.
«Может быть, потому что 3D остается очень новым форматом, зрители его пока не понимают, но хороший режиссер может использовать это незнание как инструмент убеждения — чтобы зрители поверили в то, что на экране», — считает режиссер.
Были ли у Энга Ли сомнения перед сьемками?
«Конечно, постоянно, — признается он. — Я уже очень давно работаю в 2D и до сих пор наслаждаюсь этим форматом и его надежностью. 3D — более сложный формат. Мы ему доверяем и не доверяем одновременно. По-моему, он напоминает нам о первых фильмах, которые мы видели в детстве».
«Когда появляется что-то новенькое, мы не воспринимаем это сразу серьезно, потому что не ассоциируем новаторство с хорошим классическим кинематографом, — размышляет режиссер. — ЗD используют в мультипликационных фильмах, боевиках и фильмах ужасов. Но сам формат нейтрален. Важно то, как вы его используете. И кинематографисты пока пытаются найти с ним общий язык».
3D популярен в Азии, где многие зрители предпочитают смотреть фильмы именно в этом формате. В одном Китае насчитывается 10 тысяч кинозалов, оборудованных для 3D – это четверть всех подобных экранов в мире.
Тарантино в 3D не будет
Роберт Митчелл из журнала Variety говорит, что зрители в Европе и Америке уже сами научились разбираться, какие фильмы они хотят смотреть в 3D, а какие нет.
«После Аватара они уже сами понимают, стоит ли платить больше за то, чтобы посмотреть фильм в 3D», — говорит он.
«На студиях тоже работают неглупые люди: они очень быстро поняли, что люди не ходят в кинотеатры просто для того, чтобы увидеть фильм в 3D, — поясняет обозреватель. — Сразу заметно, когда фильм продуман от начала до конца для использования этого формата. Из недавнего хорошими примерами могут служить «Мадагаскар-3» и последние «Трансформеры». С другой стороны, на мой взгляд, последний фильм о Гарри Поттере совсем не выиграл от того, что был в 3D».
«Такие режиссеры, как Вим Вендерс, Вернер Херцог, Мартин Скорсезе и Энг Ли, подошли творчески к использованию 3D, и получился очень интересный результат, — говорит Митчелл. — А те, кто говорят, что 3D — это барахло, преувеличивают. Но пока формат не нравится Кристоферу Нолану, и мы никогда не увидим Квентина Тарантино в 3D. Он не любит даже обыкновенные цифровые технологии».
«Следующим большим испытанием для 3D будет «Великий Гэтсби» База Лурмана с Леонардо Ди Каприо в главной роли, который выйдет в мае, — считает обозреватель. — Классическое произведение не самый подходящий кандидат для этого формата, но Лурман хороший режиссер, и он может сделать что-то интересное».
«Но на самом деле, чувства, что формат 3D станет «вариантом по умолчанию» для всех больших фильмов, как многие думали три года тому назад, уже нет. Кинематографисты боролись и победили», — утверждает Роберт Митчелл.
Уинсент Дауд