Лыбидь и ТВ
02.08.2014 | Новости
Лыбидь и ТВ
Осенью 2012-го года новый спутниковый оператор, известный под названием «Лыбидь ТВ», снова сообщил о приближении своего коммерческого старта. В первый раз российские инвесторы приближались к нему ровно год назад, так что это уже вторая попытка. Хотя эффект новизны практически сошёл на нет, возможность появления на маленьком и всё ещё очень тесном рынке нового игрока по-прежнему вызывает заметное волнение.
Дело в том, что за попытками вывести на украинский рынок ещё одну платформу платного спутникового телевидения стоит «Триколор ТВ», крупнейший оператор Российской Федерации, один из самых больших и самый быстрорастущий оператор платного телевидения в мире. По сравнению с предыдущим годом ещё заметнее стал»российский след». Теперь «Лыбидь ТВ» возглавляет лично Вячеслав Мордачёв, создатель и многолетний (с 2005 по 2011 года) генеральный директор ЗАО «Национальная спутниковая компания» (далее — НСК), которая предоставляет услуги под торговой маркой «Триколор ТВ». Если ему удастся повторить феноменальный успех, достигнутый на российском рынке, тогда рынок украинский ожидают невиданные потрясения.
Три достижения Триколор-ТВ
Согласно данным британской аналитической компании IHSScreen Digest за 2011 год, по темпам роста абонентской базы «Триколор ТВ» занимает первое место в мире в сегменте спутникового ТВ. По количеству подписчиков — замыкает глобальный Топ-3. В аналогичном рейтинге европейских операторов «Триколор ТВ» является абсолютным лидером по данному показателю.
Таблица №1 Крупнейшие операторы платного ТВ мира и Европы
Источник: Данные ЗАО»Национальная спутниковая компания» https://www.slideshare.net/fullscreen/tricolor-tv/08082012-3/2
По данным J’son and Parntners, «Триколор ТВ» — лидер российского рынка платного телевидения (39% абонентов), а в спутниковом сегменте доля оператора составляет 86%. Зрительская аудитория оператора перевалила отметку 30 млн. человек, а значит, «Триколор ТВ» смотрит примерно каждый пятый житель страны.
Таблица №2 Крупнейшие операторы платного ТВ Российской Федерации
Источник: оценка iKS-Consulting на конец 2011 года. https://www.kommersant.ru/doc/1836614
Этот успех, незаурядный сам по себе, становится еще более феноменальным, если учесть время, за которое он было достигнут — всего пять лет. На сегодняшний день «Триколор ТВ» является настолько весомым фактором российского рынка платного телевидения, что в состоянии менять правила игры.В отличие от других операторов спутникового ТВ в России, за распространение сигнала в эфире «Триколор» платят сами вещатели. Благодаря этому абоненты могут бесплатно смотреть передачи центральных телеканалов.
Летом этого года компания начала предлагать каналы высокой четкости за смешные 900 рублей в год.Всего за два месяца с момента ввода услуги «Триколор ТВ Full HD» компания стала лидером сегмента спутникового ТВ высокой четкости, подключив 4 октября 2012 г. 250–тысячного абонента. Впечатление от этого шага было настолько большим что конкуренты прибегли к публичным обвинениям в демпинге и письмам «куда надо». Не мудрено — ценовое предложение «Триколор ТВ» просто невозможно сравнивать с основными конкурентами, это другая маркетинговая реальность.
Таблица №3 Стоимость HD-контента операторов платного ТВ Российской Федерации:
Источник: Данные ЗАО «Национальная спутниковая компания» https://www.slideshare.net/fullscreen/tricolor-tv/20120724-full-hd/4
Компания не боится экспериментировать, предлагая то год бесплатного доступа в Интернет, то, впервые на российском рынке, цифровое радиовещание. Тоже бесплатно. В результате не прекращаются горячие споры вокруг бизнес-модели, которую использует НСК. В отличие от остальных спутниковых платформ, компания не требует ежемесячной абонплаты за базовый пакет услуг. С точки зрения абонентов дело выглядит таким образом, что они оплачивают только стоимость оборудования (около 300 USD), получая сам сервис в качестве бесплатного дополнения. Не случайно ключевую роль в экосистеме различных бизнесов, сложившуюся вокруг «Триколор ТВ», играет компания «Дженерал сателайт», производитель ресиверов для приёма спутникового ТВ.
Анализ возможного
Известные попытки спрогнозировать возможное влияние «Лыбидь ТВ»на украинский рынок основаны на экстраполяциях достижений материнской компании. Поэтому обсуждение перспектив новой спутниковой платформы стоит начать с исследования факторов, обеспечивших столь быстрый рост «Триколор ТВ».
Можно начать с того, что многие признаки указывают на изначальную вовлечённость в бизнес НСК компании «Газпром». Одного этого достаточно, чтобы отказаться от использования общепринятых критериев оценки. Не являются секретом особенности окологосударственного бизнеса в Российской Федерации.Хрестоматийным стал пример компании «Скартел», ТМ Yota. За неполные четыре года своего существования этот оператор три раза радикально менял бизнес модель, отказался от WiMAX в пользу LTE и стал рекордсменом по количеству невыполненных обещаний и громких провалов.Однако все это никак не мешает компании получать всё новые преференции и расширять покрытие. Недавно её создатель Денис Свердлов стал заместителем министра связи. Это наводит на размышления о том, что его деятельность оценивают по иным критериям, отличным от общепринятых. Прибыль и возвратность капитала среди них далеко не самые главные.
Второй фактор, о котором необходимо помнить при оценке «Триколор», это социальная и политическая значимость телевидения в современной России. Речь идет о чрезвычайном трепетном отношении российских властей к телевидению как основному инструменту идеологической обработки населения. При этом гигантская, преимущественно малонаселённая территория делает невозможным полноценный охват населения телевизионным сигналом кроме как с помощью спутниковых технологий.По оценкам Мининформсвязи РФ, в 50% населенных пунктов России зрители из-за неразвитости аналогового эфирного телевещания могут смотреть не более пяти каналов. При этом цены на комплект «Триколор ТВ» ниже, чем стоимость установки обычных эфирных антенн.
Третий фактор это технологические особенности спутникового вещания в Российской Федерации. В силу ряда объективных причин вещание национальных каналов традиционно осуществляется с множества бортов, спутники не очень мощные, антенны большие, вещание идет в разных диапазонах. Всё это усложняет и удорожает услугу и, в целом, является барьером для её потребления. «Триколор ТВ» с его унифицированным решением — по одной орбитальной позиции (и, соответственно, антенне) на каждый из регионов страны, — оказался наиболее удобным и технологичным.
Именно это, скорее всего, стало причиной феноменальных достижений «Триколор ТВ». В отсутствие публичной отчетности есть весомые причины сомневаться в сугубо коммерческом успехе данного проекта. Попросту говоря в том, что его доходы не только покрывают затраты, но и обеспечивают приемлемую по меркам российского бизнеса возвратность на вложенный капитал.Применительно к «Лыбидь ТВ» остаются открытым несколько вопросов. Во-первых, насколько реалистичны ожидания подобного успеха? Очевидно, ответ на этот вопрос напрямую зависит от ответа на следующий: может ли украинский проект Вячеслава Мордачёва рассчитывать на столь же щедрое финансирование?
Изучение отзывов, которые практики российского рынка оставляют на тематических форумах, даёт дополнительную пищу для размышлений. Бизнес-модель «Триколор ТВ» предполагает привязывание абонента посредством продажи ему оборудования, рассчитывая на его приверженность комфорту, то бишь нежелание искать от хорошего — лучшее. После подключения абонент может больше не тратиться вообще, бесплатно получая пакет национальных каналов, которые возмещают вещателю расходы на свою трансляцию. Однако это означает для него «жёсткую диету» и мотивирует искать (и находить) поводы для регулярной замены абонентских приёмников.
Критические отзывы рисуют хорошо известную на постсоветском пространстве модель розничного бизнеса по схеме «пирамиды», когда убытки от операционной деятельности покрываются за счет подключения всё новых и новых клиентов. Компания делает ставку на повторные продажи расширенных пакетов на второй и последующие годы обслуживания, а также дополнительные услуги. Однако в ходе аудита, проведенного в 2010 году в преддверии несостоявшейся продажи, выяснилось, что этот подход плохо работает:количество подтверждённых активных (т.е.платящих) абонентов колеблется в пределах 60-80 %. Остальные отказываются от платных услуг и переходит на бесплатный пакет.
Применительно к украинским условиям это означает отсутствие у «Лыбидь ТВ» ощутимых конкурентных преимуществ при наличии такого препятствия как необходимость покупать еще один ресивер, причём с поддержкой кодированного сигнала. Принудить их к этому можно единственным способом — через введение в Украине обязательного кодирования сигнала национальных телеканалов.Отсутствие, как минимум, последнего фактора само по себе объясняет причину постоянных переносов начала коммерческой эксплуатации. И наводит на мысли о том, что г-н Мордачёв что-то такое знает об этом предмете.
Подведём итоги
«Украина — не Россия» — это сокровище национальной мудрости является незаменимым методологическим инструментом при анализе любых инициатив, идей, проектов и прожектов, исходящих от российских бизнеса и государства. Прямолинейное воспроизводство на украинской земле моделей и подходов, доказавших свою успешность в России, очень часто оказывается невозможным в силу различия макро- и микроэкономики, политической и социальной среды. Большие ожидания, связанные с выходом на рынок новой спутниковой платформы представляются чересчур оптимистическими. Они построены на положении о возможности воспроизвести успех родительского бизнеса в России. Однако этот успех обусловлен спецификой российского рынка, где спутниковые технологии просто не имеют альтернативы на бОльшей части территории.
Если «Лыбидь-ТВ» не сможет получить доступ к щедрым и, желательно, безвозвратным инвестициям, мы получим ещё один бизнес-проект, вынужденный конкурировать на общих основаниях. Тогда к нему в полной мере относятся общие проблемы платного телевидения в Украине. Это, с одной стороны, отсутствие у основной массы показали привычки на регулярной основе оплачивать телесмотрение. Это наличие в легальном свободном и неограниченном доступе основной массы наиболее востребованных национальных телеканалов. И, наконец, неразвитость практики условного (т.е. кодированного) доступа к ТВ-контенту, включая техническую инфраструктуру и соответствующие привычки аудитории. Пока ситуация выглядит таким образом, новой «Лыбиди» будет сложно взлететь.
Роман Химич