Плоская штука. Smart TV отправит зомбоящик в утиль

03.08.2014 | Новости

Плоская штука. Smart TV отправит зомбоящик в утиль

Плоская штука. Smart TV отправит зомбоящик в утиль

Телесмотрение упало в аудиторном сегменте молодежи. После переезда из родительских квартир, у россиян в возрасте до 30 лет вопрос о покупке в новый дом «зомбоящика» (так лестно аудитория до 30 с небольшим окрестила телевизоры) зачастую не стоит вообще. А зачем? Молодые люди освоили интернет, а затем и девайсы, его поддерживающие. Ограниченные возможности, которые предоставлял им телевизор, не удовлетворяют их интерес к новостям и развлечениям. Предпочтение перешло на сторону компактного плоского устройства — планшетника, напичканного сервисами и приложениями, с помощью которого в любое время можно смотреть все, что хочется (из того, что наснимали профи и простые пользователи со всего мира). Стива Джобса, одного из главных создателей молодой, но укореняющейся привычки использования таких девайсов, после смерти юные пользователи социальных сетей хором причислили чуть ли не к лику святых.

Производители телевизоров решили не отставать и незамедлительно среагировали на тренд. К тому же эволюция железа не могла ограничиваться дизайном. Появилась потребность в создании новой технологии для новых линеек телевизоров, и компании по производству домашних телеустройств пошли логичным путем — путем их снабжения доступом в Интернет, который теперь можно подключить к телевизору через кабель или через встроенный WiFi-адаптер. Разнообразие контента, доступного благодаря выходу в Сеть, должно развить интерес зрителей нового поколения. Надежды по воскрешению старой доброй привычки нажатия кнопки “power” на пульте домашнего телевизора (которая все же не тождественна привычке линейного потребления) теперь возложены на изящные, но пока еще довольно дорогие плечи сверхсовременного smart TV.

Первая ассоциация, возникающая в голове услышавшего это словосочетание – smart phone (смартфон) – то, что возвращает нас к маленькой умной коробочке. Smart TV — коробочка очень большая и она не звонит, но роднит ее со смартфонами одно особенно популярное сегодня в медиаиндустрии слово — конвергенция. Итак, smart TV — это формулировка, используемая для описания современной тенденции к интеграции интернета и так называемых Web 2.0-функций в телевизорах нового поколения и телевизионных приставках. Это технологическая конвергенция между компьютерами и телевизорами.

Первые модели таких устройств появились 2–3 года назад, однако с их помощью пользователи могли заходить только на строго определенные сайты, оптимизированные для работы с устройствами тех или иных производителей. На сегодняшний день в их роли уже выступили Philips, Samsung, LG Electronics, Panasonic, Sharp и Toshiba, и, по данным, приведенным директором по развитию компании «Коминфо-консалтинг» Евгением Соломатиным на Конгрессе НАТ, в России уже продано 500 тысяч телевизоров smart TV. По его же мнению, попасть в такое устройство – счастье, которое пока многие создатели контента не оценили. Это удивительно, но о технологии, возникшей почти одновременно с 3D телевидением, медийное сообщество заговорило всего полгода назад, когда в мае во всех деловых изданиях появилась реклама Samsung.

Найдется все

Производители телевизоров активно сотрудничают с разработчиками разного рода интернет-платформ и специальных сервисов, разнообразие которых действительно впечатляет. У каждого производителя «ящиков» их разное количество, но цифра варьируется в основном от 200 до 400, при этом число сервисов увеличивается чуть ли не с каждым днем. Некоторые из них предустановленны на устройстве, их пользователь получает при покупке телевизора, другие нужно загружать, подключив телевизор к интернету. Подавляющее большинство сервисов — глобальные, представляющие интерес почти для любого жителя земного шара: игры, погода, экономическая информация, видеопорталы. Больше 90% сервисов пока что бесплатны для потребителя, то есть, владельцы платформ с видеоконтентом все еще придерживаются рекламной модели монетизации.

О том, как эта ситуация будет меняться, изменится ли сама модель и если да, то как скоро, спрогнозировать производители телевизоров, конечно, не могут. Все будет зависеть от самих создателей сервисов и платформ. Но на сегодняшний день те из них, что сотрудничают с производителями умных телевизоров, для рекламодателей лакомый кусок. Например, у телевизоров последнего поколения компании Philips облачная структура, то есть фактически, включая устройство, телезритель путешествует по сайту, на котором размещены постоянно обновляющиеся и увеличивающиеся в количестве сервисы. Система сама анонсирует новинки при включении устройства, предлагая пользователю загрузить самое свежее. За счет облачной структуры Philips, аудитория сервисов становится таргетированной. На сайт, по которому бродит пользователь, поступает информация о том, когда, что и сколько он смотрит. Можно узнать также в каком городе он находится и сколько стоит его телевизор. Также компания предусмотрела наличие на экранах баннерного пространства, где пока бесплатно размещается информация, рассказывающая о какой-то новинке в числе сервисов, но в будущем это место можно будет продавать под рекламные материалы. Плюс ко всему, благодаря smart TV, новая контекстная реклама должна стать более интерактивной и ориентированной на нужды потребителя, указывая на необходимые продукты, не засоряя восприятие бесполезной для пользователя информацией.

Некоторые производители телевизоров работают с поисковыми системами. С конца прошлого года сервисы «Яндекса» появляются как предустановленные в телевизорах LG, а теперь и в моделях Samsung. Пользователь будет видеть главную страницу «Яндекса», когда запустит встроенный в телевизор браузер. «Главная страница похожа на ту, которую видят пользователи компьютера, но настроена под характеристики экрана телевизора, — пояснила представитель компании «Яндекс», руководитель группы по работе с российскими медиа Татьяна Комарова. — Кроме того, в меню пользователи увидят специальный виджет “Яндекса” для телевизоров Smart TV. Он предлагает те же сервисы, что и главная страница “Яндекса” — пробки, афиша, новости, телепрограмма и другие. Они позволяют быстро получить информацию — например, узнать курс валют и ситуацию на дорогах или почитать свежие новости, пока идет реклама. Все сервисы также адаптированы для восприятия на экране».

Бутерброд с телеэкрана

Однако задачу сделать из домашнего телевизора компьютер с монитором 50 дюймов никто не ставил, что очевидно, скажем, даже из механизма навигации по отображающимся на экране страницам интернет-сайтов. Попасть на них можно при помощи телевизионных браузеров, индивидуально разработанных каждым производителем на стандартном движке, но передвигаться по страницам пока что довольно проблематично. Телевизор управляется в основном при помощи пульта, и хотя теперь визуально этот пульт иногда напоминает красивую деталь космического корабля, функционально ничего не поменялось. Чтобы выбрать необходимую ссылку или объект на сайте, нужно, нажимая на пульте кнопку «вперед», поступательно переходить от одного объекта сайта к другому, от одной ссылке к другой в том порядке, котором они расположены на странице, до тех пор, пока не будет выделена желанная ссылка.

Некоторые производители продумали эту ситуацию лучше других. Компания LG, например, выпустила пульт, похожий чем-то на вытянутый эллиптической формы джойстик для Nintendo Wii, движение которого в воздухе на экране отображается подобно движению курсора-стрелки на мониторах при использовании компьютерной мыши. Это упрощает процесс навигации. К «умным» телевизорам теоретически можно подключать клавиатуру, что облегчит набор текста в строке поисковика, но сама она как таковая в современных телеприемниках не предусмотрена. И причина этого проста – необходимости нет.

Главная функция телевизора останется прежней — рекреация (место для отдыха), а не поиск информации, только возможности ее использования станут значительно шире. Например, сидя перед телевизором Samsung, с помощью сервисов теперь можно заказать еду или букет из шариков к вечеринке, которые доставят из ближайшего к вашему дому магазина, или можно подготовиться к сдаче экзамена в ГАИ, не говоря уже о возможности просмотра видео из Сети на самый капризный и взыскательный вкус.

Крупнейшие платформы с видеоконтентом, такие как Zoomby или Tvigle, доступные раньше в первую очередь на компьютерах, теперь представлены вниманию современных телезрителей. Однако здесь есть свои загвоздки. Сам телевизор способен показывать видео в Full HD, но качество отображаемой картинки будет напрямую зависеть от последней мили — то есть, от качества интернет-соединения. При этом разные сервисы требуют разную скорость соединения. «Для некоторых приложений, особенно если это video on demand (а это самые популярные сервисы) нужен хороший устойчивый канал, — объясняет Ольга Назарова, специалист по связям с общественностью Samsung. — Если канал так себе и изображение подвисает, то придется пожертвовать красотой картинки на экране и переключаться между HD, Full HD и SD, в тех случаях, где это переключение доступно». Тот же Zoomby, который сам по себе довольно «тяжелый», требует скорости от 3 мегабит в секунду.

В Москве и ряде крупных городов интернет стал дешевым и доступным. Что же происходит в регионах? По словам Виталия Свистунова, менеджера по развитию LG Smart TV, распространенное мнение о том, что там с доступом в мировую паутину все очень печально, ошибочно. Вдали от столицы скорость проникновения интернета набирает обороты, что способствует проникновению smart TV и росту его популярности в регионах.

Безграничные возможности

Другой вопрос — распределение денежных ресурсов в стране. Smart TV — еще не повседневность, а новшество, игрушка и игрушка все еще недешевая для столичных жителей, не говоря уже о представителях других городов, серьезно уступающих Москве по среднему уровню заработка. Теоретически и производители локального контента в регионах могут разрабатывать свои сервисы для умных новинок. Все компании по производству телевизоров открыты для предложений, которые рассматриваются в индивидуальном порядке. Но, как объяснил «МП» представитель Philips, непосредственно работающий с теми, кто предлагает сервисы, это проще сделать крупной компании хотя бы потому, что в ней нужно держать человека, занимающегося непосредственно сервисом для smart TV. Нужно также понимать, кому этот сервис будет интересен, каков будет спрос среди телезрителей.

Впрочем, слово «телезритель», пока еще ассоциирующееся с линейным телесмотрением, теперь как будто устарело (как впрочем и слово «ящик» нелепо применять к плоским ТВ-панелям). Скорее всего, из телезрителя, человек, сидящий на мягком домашнем диване перед экраном, превратится в медиапользователя — ведь он не просто смотрит, а выбирает, причем, не обязательно остановится на видеоконтенте, а может выбрать текстовые новости или радио сервисы. Без визуального ряда звучит музыка из старых кинофильмов или вещает радиостанция в другом определенном формате, у современных телевизоров прекрасный звук, что позволяет наслаждаться не только просмотром видео, но и фоновым слушанием. Если и этого пользователю окажется мало, в телевизорах smart TV есть встроенный медиапроигрыватель, подсоединив к ним флешку или жесткий диск, устройство будет воспроизводить хранящийся на внешнем носителе контент. По HDMI или DLNA можно подключить к телевизору домашний кинотеатр, даже телефон определенного производителя (той же марки, что и телевизор).

Некоторые производители уже встраивают функции, позволяющие записать телепередачу. Но, например, в телевизорах Samsung, пишутся только цифровые каналы. В них же есть функция all share, которая «женит» между собой все устройства. На телевизоры Philips перенести контент с собственного умного мобильного телефона можно легким движением по touch-screen экрану руки, то есть пальца.

Пока эфирное телевидение продолжает утешать себя статистикой включений домашних телеустройств, происходящих просто по привычке населения, которое зачастую на экран и не смотрит, производители телевизоров заявляют, что уход от этой привычки – уже довольно очевидное для индустрии явление. В любом случае, о новинке стоит задуматься и производителям контента, и рекламодателям.

Александра Петькова

mediaprofi-online.ru