Smart TV — больше, чем телевизор
04.08.2014 | Новости
Smart TV — больше, чем телевизор
Развитие технологии Smart TV («умных» телевизоров) может потребовать уже в самое ближайшее время существенного пересмотра основ традиционной концепции телевизионного вещания, считает Константин Быструшкин, заместитель генерального директора ЗАО «МНИТИ».
Как отметил Константин Быструшкин на VI международной научно-технической конференции «Современные телевизионные технологии. Состояние и направления развития» (организатор ЗАО «МНИТИ»), традиционно практически все прогнозы, связанные с телевидением, основывались главным образом на анализе тенденций развития технологий сжатия и кодирования сигналов звука и изображения, а также радиочастотных методов модуляции и технологии доведения телевизионного сигнала до абонента по сетям эфирного и кабельного телевидения (с недавних пор – еще и по сети Интернет). Приемная же аппаратура всегда находилась вне анализа, так как условно представлялась в виде неких «черных ящиков», выполняющих роль пассивных приемников телевизионных сигналов. Однако современный «умный» телевизор явно перерос те узкие рамки, которые ему отводились в традиционной системе телевизионного вещания. И дело даже не в технической возможности подключения к Интернет, дело в новом концептуальном подходе.
«Производители телевизоров применили новую концепцию, которую первой предложила компания Apple, — отметил К. Быструшкин. — Помимо производства аппаратуры, компании стали контент-провайдерами — создали для своих замкнутых платформ Smart-телевизоров медиапорталы и продают через них медиапродукты. Они выкупают авторские права производителей контента и вкладывают в это огромные деньги. Сильный ход! Помимо того, что телевизор имеет возможность интегрироваться в домашнюю мультимедийную сеть, сама возможность выбирать контент из магазина приложений оказалась настолько удобна, что во всем мире наблюдается взрывообразный рост продаж телевизоров Smart».
Сегодня уже можно говорить о 2-м поколении Smart-телевизоров, которое развивается в трех главных направлениях – «умное управление», «умный контент», «умный интерфейс». Благодаря медиапорталам удалось обеспечить зрителю персональное телевидение: каждый зритель выбирает интересные программы и формирует под себя информационное пространство, причем телевизоры опознают зрителя по лицу и переконфигурируют управляющее меню, обеспечивая то информационное пространство, которое этому зрителю нужно; технологии Smart TV и стремительное развитие облачных технологий позволяет владельцам этих телевизоров получать практически неограниченные объемы персонифицированной информации. Как отметил К. Быструшкин, ряд производителей «умных» телевизоров уже создают «человеческо-ориентированный» интерфейс, который позволяет осуществлять управление при помощи жестов или голоса.
В целом, совершенствование телевизионных технологий привело к тому, что параметры современных серийных и, особенно, перспективных телевизоров начинают значительно превосходить возможности вещательных компаний в части обеспечения качества изображения. Так, в январе 2013 г. ожидается финальная версия нового стандарта цифрового видео High Efficiency Video Coding — HEVC (Н.265). Предполагается, что с его внедрением начнется массовый переход на системы сверхвысокого разрешения – 4К (3840х2160 пикселей) и 8К
(7680х4320 пикселей).
По словам К. Быструшкина, перспективные телевизоры открывают практически неограниченные возможности для нового витка эволюции индустрии развлечений с переходом к невиданному ранее уровню виртуальной реальности с трехмерным изображением сверхвысокого разрешения и персонализацией информационного поля для каждого зрителя при полной интерактивности получения гигантских объемов информации в беспроводных сетях широкополосного доступа. «Благодаря стремительному совершенствованию «умных» интерактивных терминалов, которые мы по привычке называем телевизорами, создается великая информационная вселенная», — уверен Константин Быструшкин.
Участники VI международной научно-технической конференции «Современные телевизионные технологии. Состояние и направления развития» (организатор ЗАО «МНИТИ») рассмотрели широкий круг концептуальных и прикладных вопросов развития сетей телевещания: состояние и перспективы внедрения цифрового телевизионного вещания в России и за рубежом до 2020 г.; телевидение высокой (HDTV) и сверхвысокой (Ultra HDTV) четкости; перспективы развития стереоскопического 3D телевидения; новые алгоритмы сжатия видеосигналов H.265; состояние разработок отечественных стандартов для приемного оборудования DVB-T2; технологии «умного» (Smart TV) телевидения; особенности частотного планирования сетей телевизионного вещания при переходе на цифровые методы передачи телевизионных сигналов; проблемы, возникающие при создании отечественных приемников цифрового телевидения DVB-T2; перспективы создания отечественной элементной базы для аппаратуры цифрового телевидения; создание на основе сетей цифрового телевещания многофункциональных мультимедийных служб, с предоставлением услуг по высокоскоростному доступу в Internet, видео по заказу (VоD), HbbTV, OTT и др.; профессиональное телевизионное оборудование.
В рамках конференции была организована выставка инновационных цифровых телевизионных технологий. В частности, демонстрировался дисплей Ultra HDTV с разрешением 4К (ЗАО «МНИТИ»), панорамная ТВ камера кругового обзора и цифровая радиолиния HDTV (ЗАО «МНИТИ»), телевизионный цифровой радиоканал БПЛА с «нулевой» задержкой видеосигнала (ЗАО «Элекард девайсез»), образцы и прототипы массовых моделей цифровых приставок и цифровых телевизоров формата DVB-T2 (ЗАО «МНИТИ», ОАО «Ставропольский радиозавод «Сигнал»», ЗАО «Элекард девайсез»), в том числе на основе отечественных СБИС цифрового декодера (ЗАО НТЦ «Модуль»).
Кроме того, в рамках конференции ЗАО «МНИТИ» и ОАО «Триаксесс Вижн» впервые в мире продемонстрировали передачу стереоскопического видеосигнала 3D по сетям связи 4-го поколения LTE.
По материалам VI международной научно-технической конференции «Современные телевизионные технологии. Состояние и направления развития» подготовила Лилия Павлова.