«Орион Экспресс» стремится стать вторым на рынке спутникового ТВ
21.05.2012 | Новости
«Орион Экспресс» стремится стать вторым на рынке спутникового ТВ
«Орион Экспресс», одна из компаний первой тройки крупнейших российских операторов непосредственного спутникового вещания, в 1 квартале 2012 г. подключила 650-тысячного абонента. Таким образом, у «Орион Экспресс» уже более 1,5 млн зрителей. Активные подключения продолжаются, и «Орион» вступил в борьбу за 2 место на рынке спутниковых операторов России.
Несмотря на трудности, временами сопровождавшие проект (так, в 2009 г. произошла серьезная авария на одном из российских спутников, с которого в прошлом вещал «Орион»), сегодня, согласно ряду оценок, «Орион Экспресс» — это самый динамично растущий оператор, ежегодно удваивающий абонентскую базу. Это не в последнюю очередь связано с тем, что компания является единственным оператором, подключиться к которому можно на всей территории России. Кроме того, «Орион» работает во всех ценовых сегментах, от самого доступного социального ТВ до премиального, предоставляя более 100 каналов и телевидение высокой четкости. Интересно, что каждой аудитории провайдер адресовал специальный проект.
Для жителей края земли
Самая большая не только в России, но и в мире зона покрытия позволяет спутниковому сигналу «Орион Экспресса» достигать пользователей, которые без этого оператора рисковали бы остаться без ТВ вообще. По словам PR-директора компании Михаила Дубровского, первая группа потребителей услуг непосредственного спутникового телевидения от провайдера — это зрители, до которых любое другое телевидение, в том числе эфирное, в силу разных причин просто не доходит. Или, если доходит, то с очень низким качеством сигнала.
В частности, на этой группе сфокусирован проект «Восточный Экспресс», созданный специально для Восточной Сибири и Дальнего Востока. Кабельные сети в этих местах существуют только в крупных городах, а прием эфирного ТВ нестабилен, да и качество «картинки» сильно хромает. Поэтому спутниковое телевидение на «дальних» территориях не просто востребовано — оно является товаром первой необходимости. Так что не удивительно, что проект «Восточный Экспресс» развивается быстрыми темпами, и не в последнюю очередь в силу территориальной специфики. И, конечно, как говорят в компании, «Восточный Экспресс» — проект не столько коммерческий, сколько социальный: он обеспечивает телевидением 12 регионов первой очереди федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы».
Кроме того, «Орион Экспресс» учел многообразие часовых поясов в нашей стране. Федеральные телеканалы в пакете «Континент ТВ» транслируются не только в московской часовой версии, но и в часовых версиях для Сибири и Урала. Это удобно как абонентам, которые смотрят программы в соответствии с эфирной сеткой, так и самим телеканалам — многие из них распространяют или резервируют свои часовые версии с платформы «Орион Экспресс».
Для дачников и сельских жителей
Вторая группа потребителей ТВ от компании — те, кто не хочет или не может платить за телевидение много. Это и жители малых российских городов с преобладающим частным жилым фондом, и горожане, проводящие лето на своих шести и более сотках. Кабель, разумеется, к каждому домику дотянется не скоро, если дотянется вообще, поэтому в этом сегменте у спутникового ТВ хорошие перспективы. Анализ рыночной ситуации и запросов потребителей, желающих за пределами городов-миллионников получать больше каналов, чем в «эфире», но при этом недорого, и привел, по словам Михаила Дубровского, к появлению проекта «Телекарта».
В этом проекте «Орион Экспресс» сделал акцент на базовом наборе наиболее популярных каналов с низкой абонентской платой. Что важно, в компании сумели добиться, насколько известно, самой минимальной для рынка цены стартового комплекта. Она, по данным компании, равна 3-4 тыс. руб., что в 2 раза дешевле, чем подключение к другим проектам. Поэтому «Телекарта» доступна практически всем потенциальным абонентам. Иначе говоря, проект, позиционирующийся как самое доступное спутниковое телевидение РФ, ориентирован на тех, кому необходима телекартинка, за которую если и надо платить, то совсем чуть-чуть. При этом 10 наиболее популярных российских каналов в «Телекарте» предоставляются бесплатно.
А еще, по мнению многих, «Телекарта» идеальна как второе телевидение. Сегодня редко когда в семье один телевизор, а подключать все телевизоры в доме недешево. Если у абонента уже стоит спутниковая антенна, то подключение второго телевизора к «Телекарте» обойдется в 2,5 тыс. руб., что также в 2 раза меньше аналогичных предложений рынка. Можно смотреть на основном телевизоре 100 каналов и HD-телевидение, а на кухне достаточно и 30 каналов «Телекарты».
Качество и инновации для среднего класса
Еще одна аудитория «Орион Экспресс» — своего рода телевизионный средний класс. Этой категории зрителей, конечно, важно число каналов на платформе. Но еще важнее качество контента. Плюс удобное пакетирование, сопутствующие услуги и сервисы. И цена не должна быть запредельной — большинство не готово платить за телевидение больше 200-300 руб. Именно этой требовательной аудитории и адресован проект «Континент ТВ».
Интересно, что с появлением на платформе HDTV-предложения подобный проект начинает отчетливо конкурировать за придирчивую и платежеспособную аудиторию в мегаполисах и городах-миллионниках с кабельными операторами, вещающими в аналоговом формате. Ведь недорогой комплект HD-оборудования и возможность бесплатного просмотра десятка HD-каналов в течение года с момента подключения — привлекательная идея для обладателей современных HD-телевизоров. Рынок для HDTV-предложения в России огромен: в стране уже продано более 10 млн. телевизоров с возможностью приема HD-сигнала. Доступное HDTV-предложение способно, по мнению компании, послужить популяризации в России ТВ высокой четкости и способствовать росту интереса зрителей к HDTV, а значит, и продаж.
Инвестиции в философию
Обоснованность бизнес-философии компании подтверждается цифрами. По данным аналитика исследовательской компании iKS-Consulting Елены Крыловой, в 2011 г. «Орион экспресс» нарастил абонентскую базу более чем вдвое. С точки зрения динамики это, как считается, лучший результат среди операторов спутникового ТВ.
«Орион Экспресс» — инвестиционно привлекательный проект, заявляют в руководстве компании, которая, по данным CNews, дважды привлекала разовые инвестиции под развитие своей спутниковой группировки. Как подчеркивает PR-директор оператора, оба раза это были инвестиции деятельно и постоянно поддерживающих бизнес-философию проекта акционеров (ими, как известно, в равных долях являются «Фондсервисбанк» и Юрий Хитров).
Максим Истомин