Dolby на гребне цифрового ТВ

21.05.2012 | Новости

Dolby на гребне цифрового ТВ

Dolby на гребне цифрового ТВ

Генеральный директор компании Dolby, известной, прежде всего, технологиями в области систем обработки звука и изображения, Алексей Угринович рассказал ComNews о том, как видит развитие телевещания и кино в России.

— Каков статус Dolby на современном рынке кино и телевидения?

— У Dolby глобальный бизнес. На текущий момент он настолько разросся, что централизованное управление тормозило развитие компании. Была выработана стратегия регионального подхода с созданием офисов на местах. В мире было открыто 20 офисов Dolby. Мы относимся к региону EMEA с офисами в Мадриде, Лондоне, Мюнхене, Дубае и Москве.

— Если говорить про Россию, то какие направления бизнеса здесь больше всего привлекают компанию?

— У нас три основных направления деятельности. Первое — это кино, в России и других странах СНГ более 50% кинотеатров пользуются нашими технологиями, такими как Dolby Digital Cinema и Dolby Digital Surround EX. Второе — это телерадиовещание. Россия находится на этапе перехода от аналога к цифре, и наши решения, к примеру Dolby Digital Plus и Dolby E, позволяют осуществить переход наиболее эффективным способом. Третье направление — e-media — все, что связано с мобильными и интернет-технологиями. Это новое для нас направление. Мы работаем по принципу «пять экранов»: кинотеатр, телевизор, компьютер, планшет и смартфон. Наша технология, в случае установки чипов в вышеупомянутые устройства, позволяет обеспечить сквозное прохождение контента, от начала производства контента до любого конечного экрана.

— Что вы думаете о выборе стандарта DVB-T2 в России для развития федерального телевещания?

— Это оправданное и правильное решение. Таким образом Россия переходит с аналога на самый современный стандарт цифрового вещания DVB-T2, минуя промежуточную стадию – DVB-T. Этот скачок открывает для страны дополнительные возможности по реализации цифрового ТВ. Кроме каналов в цифровом качестве, могут быть доступны и такие услуги, как электронное правительство и дополнительные интерактивные сервисы. На мой взгляд, уровень проработки федеральной целевой программы по развитию телерадиовещания в России со стороны ФГУП «Российская телерадиовещательная сеть» (РТРС) очень высокий.

— Есть какие-то особенности в плане аудио при внедрении DVB-T2?

— DVB-T2 позволяет в полном объеме реализовать многоканальный звук. Но целесообразность этого не для всех очевидна. В значительной степени это стереотип мышления. Может быть, люди опасаются, что это сложно или дорого. Но на самом деле все наоборот.

— В целом, как вы расцениваете существующие сценарии и технологии развития эфирного цифрового телевещания (ЦТВ)?

— РТРС идет правильным путем. В то же время, когда мы беседуем в России со специалистами телевещания, никто не говорит про звук. Вообще. С нашей точки зрения, современное цифровое телевидение не будет полным без использования многоканального звука. Dolby пытается донести это до участников рынка.

— Вы упомянули, что Dolby работает в направлении media, это наверняка включает в себя и технологии IPTV и OTT. Как компания развивается, к примеру, на рынке телевизионных приставок?

— Dolby активно работает на этом рынке. Мы подписали контракт с российским производителем ТВ-приставок «Дженерал Сателайт» на использование технологии DD+, что позволяет применять в приставках многоканальный цифровой звук. Ведем переговоры с другими производителями, к нам обращаются операторы неэфирного вещания — IPTV, кабельного и спутникового ТВ. Неэфирное ТВ в России бизнес молодой, но быстрорастущий, с долей 40% подключенных домохозяйств. Как мне кажется, неэфирное ТВ развивается в двух направлениях — это решение вопроса для тех регионов, где запаздывает эфирное ТВ, и для тех, кто хочет получать качественный контент, то есть ориентирован на премиум-сегмент.

— Возвращаясь к производителям и приставкам, согласны ли вы с тем, что приставки, в том числе и для приема DVB-T2, должны производиться российскими компаниями?

— Я поддерживаю это. Местные производители приставок уже проявили к нам интерес. Во время IBC в Амстердаме проходили переговоры, в том числе и с такими компаниями — производителями ТВ-приставок и ТВ-оборудования, как «Элекард» и «Смартлабс».

— Как в России обстоит дело с противоправным контентом и пиратством, на ваш взгляд?

— До недавнего времени я был директором Национальной федерации производителей фонограмм и представлял сторону правообладателей в музыкальной индустрии. У этой проблемы есть несколько уровней. И несколько подходов к ее решению. Первое, что надо понять: наказывать конечных пользователей дело неблагодарное и бессмысленное. В западных странах есть показательные судебные процессы, но в России это не работает в силу разного рода причин. Это и несовершенство законодательства, и сложности доказательной базы и т.п.

В целом, даже выигранные дела ситуацию не меняют и преследование пользователей не поможет, поскольку страсть российского пользователя к «халяве» безгранична. Второй момент: правообладатели тоже не ангелы и часто хотят получать деньги, не оказывая поддержки онлайн-сервисам. Что делать? Ситуация складывается таким образом, что российское законодательство отстает от жизни, особенно в сфере технологий. Любое изменение законодательства — длительный процесс. Пока затыкают одну «дыру» в нормативной базе, пираты находят несколько новых.

— В чем вы видите решение этой проблемы?

— Саморегулирование рынка является единственным возможным и эффективным решением. Ключевые участники рынка, такие как правообладатели, контент-провайдеры, сервис-провайдеры, и регулятор должны понимать, что все заинтересованы друг в друге. Пока каждый из игроков рынка считает, что он самый главный, и не готов делиться. В таком случае не надо тянуть одеяло на себя, а следует попробовать договориться и выработать универсальные схемы, чтобы каждый из участников рынка не чувствовал себя ущемленным и был заинтересован в партнерстве с другими.

— Есть ли у Dolby, как у компании, тесно работающей с медиа- и контент-провайдерами, решения по борьбе с пиратством?

— Мы опосредованно заинтересованы в создании рынка легального контента. Появление такого рынка повлечет за собой установление новых требований, в условии которых наши технологии будут востребованы. Но это очень сложно. В Интернете пытаются навести порядок уже лет восемь, но Интернет поменялся. Время упущено. Если много лет назад мы судились с сайтом Allofmp3, то сейчас уже музыка отошла на второй план, и пиратство разгулялось в среде видеоконтента.

Да и проблемы у производителей музыкального контента и видео разные. У музыки — это mp3, незащищенный формат. Джин был выпущен из бутылки, запихнуть его обратно не получится. DRM (digital rights management — программные средства, препятствующие созданию нелегальных копий электронного контента) в России нет — мейджоры его пытались внедрять, насаждать, но через два года отказались от этой защиты. А у видео другая проблема — попадание в Сеть контента до его официальной премьеры и всякого рода утечки.

— Dolby один из ведущих разработчиков в сфере 3D-технологии. Каковы перспективы 3D для кино и телевидения в России?

— У нас пассивная технология, оптимальная для российского рынка, и поэтому мы успешны в России. В разных странах схемы кинопоказа в формате 3D отличаются, и, например, в странах с высоким уровнем жизни преобладают технологии с использованием дешевых одноразовых очков. Пришел в кино, тебе дали очки, посмотрел фильм и после выбросил очки. Альтернатива — дорогие технологии. Это активные очки с батарейкой, которые требуют зарядки и обслуживания, следовательно, они могут разрядиться в самый неподходящий момент. Наша технология Dolby 3D — где-то посередине. Качество высокое, стоимость очков разумная и кинотеатры ее выбирают.

Что касается применения 3D для домашнего просмотра и на телевидении, то, как мне кажется, технология, привязанная к очкам, массового распространения не получит.

— Не разрабатываете ли вы в таком случае технологии аутостереоскопии?

— Все разработчики сейчас идут в направлении 3D без очков. Проблема в том, что подходящего контента для 3D мало. Если 3D-технология станет работать без очков и если появится контент, который станет использовать максимум, что может дать ему эта технология, тогда все возможно. Сейчас 3D в домашнем телевизоре — это «выставка достижений народного хозяйства производителей бытовой электроники». Не все снятое в этом формате интересно смотреть. В 2011 г. на конференции CSTB была представлена секция, посвященная 3D: что снимать, а что не следует. Очень многое снимать в этом формате не получается вообще, например документальное кино.

В целом, кино и телевидение идут разными путями. Главный стопор для этой технологии в ТВ — это очки.

Дарья Лютцау

© ComNew