Телеканал специального назначения

15.05.2012 | Новости

Телеканал специального назначения

Об общественном телевидении в России вновь заговорили еще в июле 2011 года – тогда президент страны Дмитрий Медведев посчитал идею «заслуживающей внимания», немногим позже она прозвучала в его Послании к Федеральному собранию. И хотя общественное телевидение для России пытались создать (ныне существующий «Первый канал» номинально начинался как ОРТ, или «Общественное российское телевидение»), некоторые эксперты отнеслись к предложению президента положительно, назвав его идею «вселяющей оптимизм».

Заручившись поддержкой глав ведущих телеканалов, Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека создал рабочую группу по общественному вещанию, которая до 1 марта должна была разработать концепцию его развития. Параллельно с ним к работе приступила группа при Минкомсвязи, в которой состояли представители президентской администрации и правительства, члены Международной академии телевидения и радио и главы ВГТРК, «Первого канала», НТВ и других каналов. В конце февраля группы передали свои наработки на рассмотрение главе государства. Впоследствии одну из этих концепций претворят в жизнь.

«Какой хочешь — выбирай»

На первом же заседании рабочей группы Совета при президенте по правам человека было предложено шесть возможных вариантов создания общественного телевидения в России. Предполагалось, что платформой для его вещания станет один из крупных федеральных каналов, например, «Первый канал», ТВЦ или ВГТРК.

Касательно ВГТРК, изменения могли коснуться как всей корпорации, так и одного из шести каналов, принадлежащих компании. Кроме того, обсуждался вариант, что под общественное вещание просто выделят эфирное время на нескольких федеральных каналах. Также рассматривали варианты объединения в общественное телевидение студий, которые на данный момент принадлежат региональным властям. Или создания общественного вещания в интернете.

В ходе дальнейшего обсуждения количество вариантов сократили до двух – так общественное вещание могло быть создано на базе уже существующего федерального канала или телеканала, созданного «с нуля».

«Самый простой способ – преобразование ВГТРК в автономную некоммерческую организацию. Однако в этом случае мы можем получить лишь имитацию общественного телевидения, ведь фактически изменится только его организационно-юридическая форма», – пояснил Interfax-Russia.ru глава совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.

По данным газеты «Коммерсант», вскоре этот вариант отошел на второй план, а наиболее подходящими базами для общественного вещания стали ТВЦ и телеканал «Звезда», который принадлежит Минобороны РФ.

Впрочем, по словам Михаила Федотова, большинство членов рабочей группы поддержало идею создания общественного вещания на базе нового телеканала, хотя этот вариант и подразумевал большие денежные и временные затраты.

«Он может быть создан с нуля или на базе любого другого существующего канала. И в первом, и во втором случае потребуется адаптация. Например, частный канал придется выкупать у его владельца», – рассказал Interfax-Russia.ru Михаил Федотов. Собеседник агентства подчеркнул, что выбор площадки зависит от трех критериев: величины аудитории канала, который будет трансформирован, масштаба его вещания и наличия корреспондентской сети.

По данным газеты «Известия», за основу нового телеканала может быть принят канал C-SPAN, транслирующий заседания конгресса и обсуждение политических и социальных вопросов. В российской интерпретации такой канал мог бы показывать работу Совета Федерации, парламентские слушания, брифинги в МИДе, судебные заседания, новости, аналитические и информационные программы. Члены рабочей группы при президентском совете предложили включить в сетку его вещания развлекательные и спортивные передачи, при этом полностью исключив элементы насилия.

«Там должны быть развлечения? Да, конечно! Там могут быть «Куклы», если помните старое НТВ? Да, потому что это с одной стороны развлечение, с другой стороны политическая сатира. Там может быть передача типа «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», а передачи типа «Программа максимум» — нет», – рассказал председатель президентского Совета по правам человека, заметив, что концепция общественного вещания – это концепция «телевидения высокого вкуса», которое дает человеку возможность стать умнее.

Последним оставалось решить вопрос финансирования, который на деле стал самым болезненным. Дело в том, что за рубежом общественное телевидение существует, благодаря пожертвованиям аудитории или отчислениям с налогов на телевизоры и радиоприемники.

Изначально предполагалось, что за его просмотр российские телезрители будут платить абонентскую плату. Максимальная ее сумма ограничивалась 46 рублями, а это сопоставимо с платой за ту же радиоточку, которой многие уже не пользуются, но продолжают оплачивать.

«Если нам создавать конструкцию общественного телевидения, мы должны четко ответить на вопрос: на какие деньги оно будет развиваться. Если это именно общественное телевидение, – тогда что является источником его существования, чтобы оно было отделено как от государства, так и от бизнеса, выражало консолидированную позицию гражданского общества», – заявил президент России Дмитрий Медведев.

14 февраля на сайте президентского Совета по правам человека был опубликован проект концепции общественного вещания в России, согласно которому одним из источников его внебюджетного финансирования должна стать «реклама, в том числе социально значимая платная реклама, в объемах не более 10% вещания, с ограничениями, предусмотренными законодательством РФ». Кроме того, деньги будут поступать из федерального бюджета (для этого в нем будет создана целевая статья), неналоговых отчислений телеканалов, благотворительных пожертвований, рекламных и спонсорских поступлений. Субсидии будут поступать в специально созданный некоммерческий Национальный фонд поддержки развития общественного вещания, учредителем которого станет глава государства.

Руководить общественным вещанием станет попечительский совет, состоящий из 12 членов, которых будут избирать на 4 года. Состоять в совете могут депутаты, госслужащие, сотрудники телерадиокомпаний и электронные СМИ. Главного редактора и трех его заместителей члены совета будут выбирать на конкурсной основе, а сам совет будет разделен на три комитета – по стратегии, по кадрам и вознаграждениям и по аудиту общественного вещания. Первый его состав будет назначен президентом России.

«Фонд развития общественного вещания обеспечивает поддержку создания в субъектах РФ общественного вещания, предполагая последовательный перевод в статус общественных всех государственных телерадиоканалов, находящихся в собственности субъектов РФ и органов местного самоуправления», – говорится в проекте концепции.

Кроме того, концепция, разработанная рабочей группой совета при президенте РФ по правам человека, предполагает внесение поправок в законы о СМИ и о рекламе. Их собираются дополнить нормами об общественном ТВ и радио, а также нормами об обязательных отчислениях федеральных вещателей в пользу общественного телевидения. Второй закон должен установить запрет на рекламу на каналах общественного вещания.

Другое предложение по созданию общественного телевидения подготовила рабочая группа на базе Минкомсвязи.

Согласно их предложению, финансирование проекта будет производиться за счет доходов от целевого капитала, сформированного из пожертвований. Бюджет можно будет использовать в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта (за исключением профессионального), искусства, архивного дела и социальной помощи. Авторы документа отказались и от идеи существования за счет абонентской платы или коммерческой рекламы из-за привычки аудитории к бесплатному вещанию и негативному отношению к рекламе. А спонсирование бюджетом или крупными компаниями, по их мнению, поставит под вопрос независимость канала.

По расчетам рабочей группы при Минкомсвязи, на создание телеканала уйдет около 1 млрд рублей, дальнейшее ежегодное финансирование может достигнуть нескольких миллиардов рублей.

Учредителем и редакцией общественного телевидения авторы документа предлагают сделать автономную некоммерческую организацию. Контролем административно-хозяйственной деятельности будет заниматься совет директоров, а за программной политикой канала проследит Совет по общественному телевидению. Кандидатуры в этот совет будут представлять президент, парламент, Общественная палата и традиционные конфессии.

Как сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ходом обсуждения концепции, общественное ТВ планируется включить в перечень общероссийских обязательных общедоступных каналов, что позволит гарантировать его распространение во всех сетях, включая платные, а также включить в состав первого мультиплекса цифрового ТВ.

Будет или нет?

1 марта обе концепции передали на рассмотрение президенту России Дмитрию Медведеву. Он пообещал рассмотреть все предложенные варианты.

«В любом случае, какими бы ни были источники, они должны обеспечивать Общественному телевидению очень важное качество — независимость от собственника. Я имею в виду и от государства, и от частного собственника, если они будут участвовать в создании соответствующего медийного института», — заявил Дмитрий Медведев.

Идею создания общественного телевидения поддержал телеведущий Владимир Познер. Однако он усомнился в том, что ее удастся воплотить в жизнь.

«Я давно ратую за создание общественного телевидения в России, которое не будет зависеть ни от власти, ни от рекламы. Я не хотел бы оказаться в положении человека, который даже не пытался», – пояснил тележурналист.

Его коллега, журналист Леонид Парфенов также скептически отнесся к этой идее. По его мнению, телевидение может называться хоть общенародным, но если Кремль будет определять информационную политику на канале, ничего хорошего не выйдет.

В свою очередь, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович в интервью «Интерфаксу» рассказала, что с интересом ждет развития президентской инициативы.

«Общественное вещание — это традиционная и необходимая часть системы СМИ европейских и североамериканских стран, это элемент, необходимый для функционирования демократии. Оно может сделать общество лучше, делясь с гражданами знаниями, информацией, культурой, накопленными человечеством «, – подчеркнула представитель ОБСЕ.

Кроме того, она напомнила, что в Европе только в Белоруссии, России и Украине нет общественного телевидения. Глава совета при президенте РФ по правам человека Михаил Федотов добавил, что проекта общественного телевидения в Европе нет только у России и Белоруссии.

«На Украине есть хотя бы закон об общественном телевидении, хотя самого телеканала до сих пор нет. А у нас, как и в Белоруссии, нет ни того, ни другого», – пояснил Interfax-Russia.ru Михаил Федотов.

«Кроме того, у нас не было ни одной серьезной попытки создания общественного ТВ. Во всяком случае, ОРТ Бориса Березовского имело такое же отношение к общественному телевидению, как морская свинка к морю и свиньям. Надо помнить, что у общественного вещания есть определенные стандарты, которые заданы рекомендациями Совета Европы, а также модельным законом, разработанным ЮНЕСКО и Международным союзом электросвязи», – подчеркнул Михаил Федотов.

Как заметил глава совета при президенте РФ по правам человека, Россия заинтересована в создании своего общественного телевидения. И, несмотря на то, что в Западной Европе такое вещание появилось еще 25 лет назад, это совсем не значит, что такая идея устарела.

Татьяна Кочеткова

Интерфакс