Технология ОТТ в перспективе
11.05.2012 | Новости
Технология ОТТ в перспективе
Пусть и с некоторым отставанием от западных стран, в России активно формируется рынок телевидения OTT (Over the Top). Его развитие происходит на фоне сильных позиций традиционного эфирного ТВ и все еще высокой популярности нелегального, пиратского контента. О возможностях ОТТ-ТВ и его перспективах на отечественном рынке корреспонденту журнала «Стандарт» Анне Шумицкой рассказал генеральный директор ООО «СмартЛабс» Михаил Грачев.
— Сервисы OTT, прежде всего бесплатные, уже получили широкое распространение. Как, на ваш взгляд, традиционные операторы платного ТВ могут уживаться с OTT?
— Если под традиционными операторами мы понимаем операторов эфирного, кабельного и спутникового ТВ, то следует говорить о том, что практически все потоковые каналы предоставляют сегодня абонентам довольно ограниченный объем контента, который принято периодически повторять.
ОТТ, как и любой другой интерактивный формат, в частности IPTV, обеспечивает абонентов помимо привычной трансляции каналов целым набором интерактивных сервисов, таких как видео по запросу (VOD), отложенный просмотр (Time Shift), запись программ для отложенного просмотра (Network Personal Video Recorder – nPVR) и многие другие. Интерактивное телевидение предоставляет пользователю гораздо большую свободу, чем традиционное ТВ, другой уровень комфорта, ориентированный на удовлетворение индивидуальных потребностей.
С точки зрения оператора ОТТ также имеет свою специфику, отличия уже даже не от традиционного телевидения, а от так называемого большого IPTV. Помимо особенностей в части обеспечения высокого качества контента, своих интерфейсов на различных мобильных устройствах, использования технологий адаптивного битрейта эта технология дает большую свободу в области предоставления интерактивных сервисов. Осуществлять вещание в ОТТ способен не только IPTV— или OTT-оператор, имеющий прямой доступ к учетным записям абонентов, но и владелец или дистрибьютор контента, то есть получить своих абонентов на первый взгляд может каждый обладатель контента. На практике, однако, сделать это совсем не просто, поэтому успешных неоператорских OTT-проектов сегодня немного.
— Каковы возможности для монетизации сервисов OTT?
— Существуют несколько основных моделей – рекламная модель, подписка, плата за просмотр (pay-per-view), а также различные смешанные варианты. Каждая из этих моделей применяется в зависимости от категории контента, его потенциальной аудитории, «свежести» и т. д.
— Технология OTT предполагает доставку сигнала по неуправляемой сети Интернет, а это значит, что оператор не имеет возможности контролировать ширину полосы до конечного пользователя. В результате видео может иметь низкое качество и периодически притормаживать для буферизации. Есть ли способы решения проблемы?
— Действительно, задача ОТТ-оператора – предоставить абоненту плавный непрерывный поток видео, используя нестабильное соединение с изменяющимися во времени характеристиками. Она решается с помощью адаптации битрейта потока.
Адаптация обеспечивается за счет кодирования контента в нескольких битрейтах и трансляции пользователю в каждый момент времени того битрейта, который соответствует скорости декодирования и пропускной способности сети абонента.
Таким образом обеспечивается быстрый запуск видео, практически исключается буферизация и достигается оптимальное качество изображения. Иногда, впрочем, качество изображения может на короткое время несколько снижаться, однако в целом такой способ позволяет значительно улучшить удовлетворенность качеством услуги пользователей с нестабильным или слабым каналом, а также абонентов, использующих устаревшую технику.
— Известно, что зарубежные правообладатели не очень доверяют российскому рынку платного ТВ. Насколько надежно защищен контент в OTT?
— Абсолютно защищен. Для этого используются современные западные технологии шифрования, среди которых системы PlayReady от Microsoft, Secure Media от Motorola Mobility, решения от Widevine/Google и Verimatrix – известные продукты, которым доверяют крупнейшие мировые правообладатели. Уровень доверия к данным продуктам и надежность защиты контента с их помощью, безусловно, не зависят от конкретного национального рынка.
— В чем особенности систем защиты контента в ОТТ?
— Здесь используются технические средства защиты авторских прав (Digital Rights Management – DRM).
Благодаря наличию в OTT обратной связи между абонентскими устройствами и платформой предоставления услуг такие системы позволяют отказаться от физических модулей защиты – систем карточного доступа, распространенных в DVB-сетях.
DRM-решения более гибки и обладают целым рядом преимуществ по сравнению с системами условного доступа (Conditional Access System – CAS), использующими смарт-карты. Прежде всего, они обеспечивают возможность быстрого обновления системы и защиту от клонирования. Кроме того, при их использовании не возникает необходимость выпуска или перевыпуска дорогостоящих смарт-карт, а сами абонентские устройства более дешевы. Наконец, DRM поддерживает предоставление услуг как с помощью абонентской приставки, так и на различных мобильных устройствах.
Сейчас, когда список мобильных устройств постоянно пополняется и их общее количество непрерывно растет, DRM-решения завоевывают все большую долю на рынке систем защиты цифрового контента. Ведущие производители таких систем сегодня делают ставку именно на DRM.
— Как защитить контент OTT при его доставке на мобильные устройства?
— Методы защиты OTT-контента для мобильных устройств такие же, как и для устройств других типов. Как уже было сказано, в этой области крупнейшие операторы предпочитают использовать именно DRM-решения. Их характерная особенность – кроссплатформенность и мультистандартность. Они одинаково эффективно работают с абонентскими устройствами любого типа: это могут быть телевизионные приставки, планшетники или ноутбуки с различными операционными системами и браузерами, мобильные телефоны, игровые консоли и пр.
— Много ли на отечественном рынке приставок для OTT? Насколько они разнятся по функциональности?
— Если говорить о приставках, ориентированных на OTT-телевидение, то таких приставок в России совсем немного. Это связано с тем, что на протяжении длительного времени большие надежды возлагались на такую модель ведения бизнеса, когда на некий интернет-портал выкладывается большое количество контента и пользователи в свободном режиме смотрят его самостоятельно, как правило, на персональных компьютерах.
Как показывает практика, этот вариант подходит только для вполне определенного типа контента, к которому можно отнести короткие видеоролики и пользовательское видео, а также для потребления «на ходу». Просмотр полноформатного ТВ все-таки подразумевает, что называется, гостиную, а значит, телевизор с приставкой или Smart TV. На мой взгляд, существующие в данной области российские проекты естественным образом придут к использованию set-top-box или Smart TV.
Поскольку мы предвидим подобное развитие событий, у «СмартЛабс» есть OTT-приставка, поддерживающая Adaptive Streaming, 3D- и HD-видео, с возможностью загрузки контента на жесткий диск и рядом других функций, необходимых современной приставке. Она будет представлена на стенде компании на ближайшей выставке CSTB в Москве, там с ней можно будет познакомиться поближе.
— Если верить российским ритейлерам, то уже около половины продаваемых телевизоров поддерживают доступ к Интернету. Насколько конкурентоспособны приставки OTT?
— Да, интернет-телевизоры есть на российском рынке, они продаются, но, по нашей статистике, их количество пока незначительно и только некоторая часть от общего числа устройств реально подключена к Интернету.
Если рассматривать текущую ситуацию с точки зрения оператора, то ему прежде всего требуется управляемость и массовость. Оператору необходимо управлять сервисом, в том числе конечным устройством. Также ему нужен массовый рынок для предоставления услуг. В настоящий момент массовое и управляемое устройство для интерактивного телевидения – это приставки, в мобильном сегменте – планшетные компьютеры и смартфоны. Количество интернет-телевизоров пока сравнительно мало, и предоставление ОТТ-услуги их владельцам может рассматриваться скорее как дополнение к базовой – на приставках и мобильных устройствах.
Кроме того, развитие функциональности приставок и поставляемых с их помощью сервисов происходит гораздо интенсивнее, так как приставки постоянно обновляются, а телевизор приобретается на много лет.
Анна Шумицкая
Стандарт