Дорогие каналы стали не по карману украинцам
24.12.2011 | Новости
Дорогие каналы стали не по карману украинцам
Старая модель продаж больших пакетов каналов на любой вкус отходит прошлое, так как дистрибуторы контента устанавливают слишком большую цену за трансляцию своих эксклюзивных продуктов.
Со следующего года в пакетах многих сетей кабельного телевидения не окажется дорогих спортивных, развлекательных, эротических и других телеканалов, таких как Eurosport, Discovery, Animal Planet, « Футбол» и пр. Их место займут бесплатные национальные каналы, а также каналы и стран СНГ.
ТВ -пакет формируется из двух основных типов каналов: тех, за показ которых оператор платит владельцу авторских прав на этот продукт, и тех, которые зарабатывают исключительно на рекламе и не требуют отчислений у кабельщиков. Существует еще и третья группа каналов – нишевые, региональные и непопулярные. Таким приходится наоборот доплачивать кабельной сети, чтобы туда попасть. Естественно, фишкой любого кабельщика до последнего времени являлись каналы из первой группы дорогих телевизионных продуктов.
Но со следующего года включать премиум-продукт в ТВ-пакеты станет для многих не рентабельно. Дело в том, что их дистрибуторы со следующего года в очередной раз поднимают сборы. И продавать такой контент потребителю по старым ценам станет неоправданно с экономической точки зрения.
Как заявляет президент группы компаний «Воля» Сергей Бойко, больше всех отчисления планируют поднять спортивные каналы, такие как «Евроспорт», « Футбол». По его словам, речь идет об увеличении платы за эту группу каналов в среднем в 2-3 раза.
Директор компании «Юникаст Инвест» («Триолан») Вадим Сидоренко добавляет, что дороже всего окажутся именно футбольные телепродукты. Это связано с тем, что ажиотаж вокруг этого вида спорта существенно возрастет в связи с проведением чемпионата Евро-2012.
Впрочем, некоторые «спортивные правообладатели» еще до конца не определились со своей политикой. «Мы пока делаем анализ ситуации. Решение еще не принималось», — говорит президент группы компаний «Поверхность» Виктор Самойленко (производит каналы «Спорт 1» и «Спорт 2»).
Сергей Бойко отмечает, что есть вероятность того, что и платные российские каналы возрастут в цене на 15-20%. Впрочем, как он утверждает, с их стороны были пока только намеки. Предложений пока не последовало. Это слова подтверждает Игорь Давыденко, директор «НТВ+ Украина». «Мы пока ни с кем из украинских кабельных операторов не вели переговоры по поводу изменения тарифов ни в какую сторону», — сказал он.
По словам Сидоренко, если даже все каналы подорожают в среднем на несколько десятков процентов (что, скорее всего, и произойдет), это будет последней каплей в море. «Дистрибуторы закладывают увеличение платы за авторские права каждый год. И их не волнует, смогут ли абоненты покупать каналы по таким ценам. Поэтому кабельным операторам приходилось кросссубсидировать ТВ за счет высокорентабельного Интернет-направления. Но если ставки поднимутся еще хоть чуть-чуть, то вся бизнес-схема рушится», — отмечает он.
Участники рынка отмечают, что дистрибуторы зачастую не просто хотят увеличить расценки, а действуют под лозунгом «андеррепортинга». Они заявляют, что кабельные компании намеренно занижают объемы своих абонентских баз в разы и платят таким образом в расчете на каждого клиента существенно меньшие отчисления. Кабельные компании признают эту проблему. Но видят иные пути ее решения. Президент ассоциации «Укртелесеть» Василий Анипченко отмечает, что операторы показывают в лучшем случае 30-50% реальной абонентской базы, а дистрибуторы сейчас требуют платить за все 100%.
Анипченко полагает, что эту проблему не решить давлением на операторов. «Здесь нужно вносить изменения в законодательстве. Сейчас операторы платят за контент, кто как договорится. А должны платить одинаково. Иначе условия на рынке будут складываться не равные», — говорит он. Его слова подтверждает Вадим Сидоренко. «Такой крупный игрок как «Воля» может выдвинуть дистрибутору ультиматум: если вы существенно повышаете цену, то мы попросту выключаем ваш канал, вы теряете рынок. Естественно они договорятся. У небольших сетей таких козырей нет. И им придется либо принимать условия, либо прощаться с контентом», — отмечает он.
Опрошенные «Комментариями» кабельщики отмечают, что в следующем году у них будет два варианта работы с платными каналами. Некоторые просто уберут их из пакетов и заменят бесплатными национальными продуктами и каналами из стран СНГ, которые зарабатывают исключительно на рекламе. А таких, по словам, Сидоренко, благо не мало – около 70-80 штук. Кстати, «Триолан» уже сообщил своим абонентам, что со следующего года платных каналов в пакетах не будет.
Второй вариант развития событий — расценки на ТВ-пакеты для существенно возрастут. Сидоренко оценивает, что если учитывать полною себестоимость продукта, что цены нужно будет поднять в 1,5-2 раза. Есть и еще один вариант распространения платного конента – продажа каналов поштучно. Над ним бизнесмены сейчас тоже раздумывают.
Как бы там ни было, но пакетов с «полным фаршем» (от новостных каналов до эротических и спортивных) за 30-40 грн в месяц в следующем году телезрители уже не увидят.
Станислав Юрасов
proit.com.ua