«Ингосстрах» верит в спутники

10.10.2011 | Новости

«Ингосстрах» верит в спутники

"Ингосстрах" верит в спутникиСтраховая компания «Ингосстрах» планирует к концу этого года выплатить 7,5 млрд руб. по страховому случаю неудачного запуска спутника ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) «Экспресс-АМ4». Однако на плечи самого «Ингосстраха» ляжет выплата лишь 225 млн. руб. – то есть 3% всей суммы. Остальные 97% выплатят компании, у которых «Ингосстрах» перестраховал риски. Компания также собирается страховать и проектируемый спутник «Экспресс-АМ4R», который призван заменить потерянный аппарат.

«Собственное удержание в убытки у нас составит 225 млн рублей, что означает 3% от полной суммы выплаты», — рассказал репортеру ComNews заместитель генерального директора «Ингосстраха» Николай Галушин. По его данным, оставшиеся 7,275 млрд руб. заплатят другие страховые компании, у которых «Ингосстрах» перестраховал риска по запуску и первым 12 месяцам нахождениия на орбите спутника «Экспресс-АМ4». При этом львиная доля последней суммы — более 95% — придется на зарубежные страховые структуры.

Как рассказал репортеру ComNews вице-президент компании «Ингосстрах» Александр Подчуфаров, » «Ингосстрах» получил от ГПКС документы, касающиеся гибели космического аппарата «Экспресс-АМ4, в том числе мы получили уведомление о происшествии, извещение об убытке и заявление на выплату страхового возмещения. В рамках процедуры, установленной договором страхования, к данным документам дополнительно приложено заключение межведомственной комиссии Роскосмоса и Космических войск. По его словам, процедура выплаты страхового возмещения предусматривает предоставление в ОСАО «Ингосстрах» всех необходимых документов, связанных с гибелью аппарата «Экспресс-АМ4», и направление их на международный страховой рынок андеррайтерам, которые участвовали в страховании данного риска. «Однако у наших западных партнеров возникли вопросы по убытку. Это обычное явление, когда андеррайтеры задают уточняющие вопросы. Мы надеемся что в течении 2-3 недель мы предоставим ответы на интересующие их вопросы и дополнительные материалы, и рынок примет решение». – объяснил в беседе с ComNews Александр Подчуфаров.

«В отношении срывов срока изготовления и запуска КА можно сказать, что данный риск Заказчика КА может быть застрахован в рамках риска страхования потери дохода Страхователем, но это страхование осуществляется крайне редко, и связано с большим количеством ограничений и исключений. Например, данное покрытие можно предоставить только в случае если срыв сроков запуска КА произошел из-за гибели или повреждения аппарата на этапе изготовления или подготовки к запуску.» — подчеркнул Александр Подчуфаров.

Пресс-служба ГПКС подтвердила, что предприятие отправило в «Ингосстрах» все документы для получения страховой суммы и действует «в строгом соответствии с процедурой».

Для «Ингосстраха» подобный размер выплаты — беспрецедентный случай. До этого самым крупным возмещением была сумма в $84 млн, которую «Ингосстрах» выплатил в 1998 г. за гибель спутника «Купон»

«Это стандартная практика. При страховании таких крупных, нестандартных, дорогостоящих машин (механизмов) перестрахование осуществляется всегда. Более того, зачастую оно просто обязательно и вносится в заключаемые договоры. В этом случае снижаются риски для страховой компании, она делит ответственность с другими страховщиками. То, что это выгодно для компании, свидетельствуют следующие цифры: в 2010 г. «Ингосстрах» увеличил сбор премий по страхованию авиационных и космических рисков на 14% до 2,49 млрд руб., — поделился с ComNews Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». — Компания в минувшем году приняла участие в страховании и перестраховании многих космических проектов, среди которых можно отметить следующие: орбитальная эксплуатация семи космических аппаратов «Космической связи»; запуск и эксплуатация на орбите арабского КА YAHSAT 1A, с долей участия $10 млн; орбитальная эксплуатация первого венесуэльского КА телерадиовещания и связи Venesat 1, с долей участия $15 млн; заключение договоров страхования потери дохода с компанией GTSS. Объем премии компании по страхованию космических рисков составил 440 млн руб., в том числе 390 млн руб. по прямому страхованию, что на 6% больше показателей 2009 г. Понятно, что наш рынок космического страхования пока отстает от американского и европейского, но, тем не менее, он набирает обороты и вскоре может сравняться с ними по ключевым показателям».

Спутник «Экспресс-АМ4» перестрахован в ряде российских и зарубежных компаний. Среди западных андеррайтеров, по данным ComNews, — компании Catlin, Brit Insurance, Inter-Aero, Allianz, Ганноверское перестраховочное общество, Star Aviation, Torus, Swiss Re, Tokio Marine, казахская «Евразия» и ряд других. Российские страховщики — «Согаз», «АльфаСтрахование», «ВТБ Страхование».

По словам Николая Галушина, «Ингосстрах», возможно, будет страховать не только запуск, сам аппарат и 12 месяцев орбитальной эксплуатации, но и другие риски. Недавно, как сообщил Александр Подчуфаров, компания выиграла тендер Министерства обороны на страхование гражданской ответственности при запусках межконтинентальных баллистических ракет. На вопрос ComNews о страховании таких рисков, как вчерашнее заявление ГПКС информагентству «Интерфакс» о срыве сроков сдачи спутника «Экспресс-МД2» космическим центром им. М.В.Хруничева, Александр Подчуфаров ответил, что «страхуется потеря дохода, связанного со срывом срока сдачи КА, но данный вид страхования используется крайне редко, так как обкладывается множеством ограничений и исключений».

В пресс-службе компании «Росгосстрах», которая также участвовала в тендере на страхование спутников «Экспресс», отметили, что компания по-прежнему заинтересована в работе с отраслью спутниковой связи, однако пока не могут прокомментировать, будет ли она участвовать в будущих тендерах.

Как ранее сообщали, cпутник «Экспресс-АМ4» был неудачно запущен с Байконура 18 августа. Долгое время с ним не удавалось установить связь, позднее он был обнаружен на нерасчетной орбите . Роскосмос и «Космическая связь» официально признали полную потерю космического аппарата «Экспресс-АМ4».

ДАРЬЯ ЛЮТЦАУ © ComNews