Украинские телеканалы переходят на иностранные форматы

04.10.2011 | Новости

Украинские телеканалы переходят на иностранные форматы

Украинские телеканалы переходят на иностранные форматы

Украинские телеканалы сокращают закупку готовых программ, увеличивая долю собственного продукта, снятого по зарубежному формату. За последние полтора года они закупили больше форматов, чем за предыдущие десять лет. Этого требуют зрители — программы, снятые за рубежом, с каждым годом смотрят все хуже, а собственное производство позволяет каналам удерживать целевую аудиторию.

Период адаптации

«На протяжении последних десяти лет украинские каналы закупали в основном готовые программы, преимущественно из России. Но в 2008-2009 годах мы начали всерьез осваивать иностранные форматы»,— говорит генеральный директор группы «1+1» Александр Ткаченко. Первым зарубежным форматом на украинском телевидении считается «Who wants to be a millionaire?» — программа вышла в эфире «Студии 1+1» под названием «Первый миллион» в 2000 году. Но тогда к иностранным форматам обращались редко — за девять лет было куплено в общей сложности 40 программ, отмечают в продакшн-компании WeiT Media (обладает эксклюзивными правами на адаптацию в СНГ форматов крупнейшего мирового производителя Endemol).

Настоящий бум начался в 2010 году: за последние полтора года крупнейшие каналы приобрели 47 иностранных форматов (см. диаграмму). Причем спрос оказался настолько велик, что телеканалы начали покупать даже те форматы, которые уже выходили в украинском эфире: «Интер» летом показал шоу «Миллионер. Горячее кресло» по формату «Who wants to be a millionaire?», а СТБ снял «Танцы со звездами» по формату «Dancing with stars» — соответствующее шоу выходило на «1+1».

Большинство украинских адаптаций — это развлекательные шоу (81 из 87 форматов — программы, на основе которых транслировались в эфире крупнейших каналов). Это объясняется популярностью данного формата: в рейтинге 25 самых популярных программ в 2010-2011 годах девять являются развлекательными, отмечают в исследовательской компании GfK Ukraine (исследование по аудитории «люди в возрасте от 18 до 54 лет»).

Лидерство по числу адаптаций удерживает «1+1» — за все время в эфире канала было представлено 26 форматов, почти 30% всех адаптаций в Украине. В частности, «1+1» запускал такие успешные проекты как «Форт Буайяр», «Самый умный» и «Танцы со звездами». За последние полтора года канал приобрел 15 форматов, среди которых самыми популярными стали «Меняю жену», «Адская кухня» и «От босячки до леди». Второе место со значительным отрывом занимает канал «Украина». Самыми известными его проектами стали «Обнаженная красавица» и «Играешь или не играешь?». Третью позицию делят «Новый канал» и ICTV, снявшие «Фактор страха», «Леся+Рома», «Акулы бизнеса», «Фабрика звезд». На четвертом — «Интер» («Битва украинских городов»). Позже всех к этому процессу подключился канал СТБ, купивший первый формат в 2007 году. Тем не менее многие его шоу стали особенно популярны — «В Украине есть таланты», «Х-фактор», «Танцуют все».

Осторожный риск

Покупка уже готовой ТВ-программы обходится каналу в два-три раза дешевле, чем ее адаптация или производство по собственному формату, говорят в телекомпаниях. Но такая программа собирает гораздо меньшую аудиторию, а каналы заинтересованы в высоких рейтингах — от этого зависят объемы продаж рекламы, дающей основную прибыль. В том же рейтинге 25 самых популярных программ 19 — украинского производства, к тому же нет ни одного иностранного развлекательного шоу. «Аудиторию интересуют локальные шоу, снятые с учетом специфики и менталитета страны. Ярче всего это видно по рейтингам реалити- и талант-шоу, участники которых должны быть близки и понятны аудитории. Украинца не интересуют соревнования между жителями Балтимора и Уэльса, противостояние одессита с харьковчанином привлекают его намного больше»,— говорит председатель совета директоров группы компаний Star Media Влад Ряшин.

Простейший способ увеличения национального контента — адаптация иностранных форматов. Стоимость формата, по оценкам WeiT Media, занимает около 7% всех расходов на производство продукта. «В ряде случаев снимать по формату намного проще и дешевле, не нужно инвестировать в разработку идеи, стратегии, исследование аудитории»,— отмечает господин Ряшин.

От заимствованного к собственному

Благодаря переходу к покупке форматов украинские каналы стали менее зависимы от зарубежных поставщиков контента, в первую очередь российских. Уже сейчас доля собственного производства в эфире украинских каналов составляет 37% (данные WeiT Media), для сравнения, в Чехии — 42%, в Польше — 70%. Во многом это происходит за счет адаптаций, составляющих около 37% развлекательных программ и сериалов.

На телеканалах приводят в пример Россию. В 2005-2007 годах российские телеканалы массово адаптировали сериалы, которые после этого перепродавали в готовом виде в страны СНГ, в том числе в Украину. Через три-четыре года доля адаптаций в эфире начала снижаться, продакшн-студии перешли на разработку собственных идей. На сегодня только 15% российских шоу и сериалов основаны на зарубежных форматах, на 70% эфир в этой стране заполнен локальными программами.

Следующий этап развития — начало выпуска национального продукта, полностью созданного телеканалами, от идеи до реализации. В дальнейшем доля готового продукта и закупленных форматов в эфире будет сокращаться, уступая место собственным проектам, считает Александр Ткаченко. По его словам, уже сейчас в Украине придумывают форматы, которыми интересуются и другие рынки. «Наша группа продает «Дневники темного», разработанные на канале ТЕТ»,— говорит он. Другим проектом, успешно проданным как формат, являются «Мистические истории» (продакшн-студия Film.ua, транслировались на СТБ). По словам господина Ряшина, договор опциона на реализацию формата «Майдан`s» (выходит на канале «Интер») уже заключен с одним из ключевых игроков российского рынка. После представления формата на конференции в Сеуле им также заинтересовался ряд азиатских стран.

Представители продакшн-компаний уверены, что на телеканалах поспешили с выводами. «Каждый сезон количество национального контента в эфире повышается, растет спрос со стороны каналов, растет и предложение от продакшнов. Их количество все равно увеличивается»,— утверждает креативный руководитель продюсерского центра Final Cut Media Олеся Ногина. Впрочем, телеканалы уже решают эту проблему. Так, в начале текущего телевизионного сезона группа «1+1» заявила о приобретении двух продюсерских центров для увеличения объема производства собственного продукта. На канале СТБ говорят, что 90% программ, выходящих в прайм-тайм, уже занимает продукция собственного производства.

Источник: Коммерсантъ