«Орион Экспресс» взяли на контроль
16.11.2011 | Новости
«Орион Экспресс» взяли на контроль
«Ростелеком» может пересмотреть параметры сделки по покупке оператора спутникового телевидения «Орион Экспресс» (оказывает услуги под брендами «Восточный Экспресс» и «Континент»). Изначально «Ростелеком» планировал приобрести не более 10% компании за $ 4 млн с опционом и довести свою долю до 100% в течение трех лет. Сейчас госоператора интересует контрольный пакет, но такие условия пока не устраивают акционеров «Орион Экспресса».
О том, что «Ростелеком» (51% принадлежит «Связьинвесту») и акционеры «Орион Экспресса» ведут переговоры о покупке оператора на новых условиях, «Ъ» рассказали несколько участников, знакомых с деталями сделки. Планировалось, что в ходе допэмиссии будет приобретено только 10% долей компании за $ 4 млн (эти средства будут инвестированы в оператора), на выкуп оставшихся 90% стороны заключат трехлетний опцион (см. «Ъ» от 14 мая 2010 года). Кроме того, «Ростелеком» должен был помочь «Орион Экспрессу» получить кредит в размере $ 30 млн или гарантировать возврат этих средств банку, в этом случае 90% долей предполагалось заложить «Ростелекому».
Схема сделки может измениться, утверждают источники «Ъ», близкие к переговорам. Теперь «Ростелеком» интересует контрольный пакет в «Орион Экспрессе», но это пока не устраивает акционеров спутникового оператора. В «Ростелекоме» и «Орион Экспрессе» официально эту информацию не комментируют.
«Орион Экспресс» с 2005 года предоставляет услуги операторам кабельных сетей, в июле 2007 компания вышла на массовый рынок. По данным компании, сейчас обслуживает 300 тыс. абонентов, доля рынка по количеству подписчиков — около 5%. Выручка по итогам 2009 года — около $ 16,5 млн, долг — более $ 20 млн. Вчера в компании сообщили, что итоги 2010 года еще не подведены, но «выручка увеличилась примерно в два раза, а долговая нагрузка осталась практически без изменений». Акционеры — АКБ Финпромбанк и физические лица.
По неофициальной оценке McKinsey, ежегодный рост рынка спутникового ТВ в России составляет 14%, а к 2015 году спутниковое ТВ будет в 12 млн домохозяйств, оборот российского рынка платного телевидения (кабельное и спутниковое ТВ, IPTV) в McKinsey оценивали в $ 1 млрд.
Источник, близкий к «Связьинвесту», отмечает, что «Ростелеком» к 2015 году хочет занять 15-20% платного ТВ. Но покупка «Орион Экспресса» для «Ростелекома» сейчас не так актуальна, как раньше. В феврале этого года «Ростелеком» и еще две дочерние компании госхолдинга — СЗТ и «Уралсвязьинформ» приобрели 71,8% «Национальных телекоммуникаций» (НТК), крупнейшего оператора кабельного ТВ в России (основной актив «Национальные кабельные сети»; НКС). В ходе сделки 100% НТК были оценены в 38,8 млрд руб. По оценке iKS-Consulting, общее количество домовладений, которые обслуживают дочерние компании НКС (крупнейшая «Мостелеком»), составляет 5,3 млн, активная абонентская база на конец 2010 года — 4,95 млн, включая абонентов социального телевидения и интернет.
По словам директора департамента внешних коммуникаций «Связьинвеста» Игоря Пшеничникова, компании госхолдинга (без учета НТК) совокупно обслуживают порядка 532,6 тыс. абонентов кабельного ТВ и 217 тыс. IPTV (примерно 5% рынка; предварительные данные за 2010 год).
Руководитель службы маркетинга ТВ-услуг и контента «Вымпелкома» Анатолий Сморгонский отмечает, что проникновение платного ТВ в России сейчас, по разным оценкам, составляет порядка 30-40% и будет расти в первую очередь за счет развития сегмента цифрового ТВ — спутникового ТВ и IPTV. «Россия — большая Страна, с большим количеством малоэтажной застройки, для охвата которой целесообразнее использовать беспроводные технологии, например, спутник. Строительство фиксированных сетей финансово оправданно в городах с многоэтажными строениями и более-менее плотной застройкой»,— рассуждает господин Сморгонский.
Инна Ерохина, Анна Балашова
Газета «Коммерсантъ»