Из Украины улетают спутники
17.11.2011 | Новости
Из Украины улетают спутники
Индустрия платного спутникового телевидения в нашей стране, не успев сформироваться, уже попала в период мутаций
В Украине заморажено развитие ряда платформ спутникового телевидения (DTH). В августе 2010 года стало известно о финансовых сложностях компании «Поверхность», которую покинул ключевой инвестор — ISTIL Group Мохаммеда Захура. В декабре было прекращено распрострение пакета каналов платформа Digital Fly Ukraine (TM MyTV).
Теперь как первая, так и вторая компания ведут переговоры с потенциальными инвесторами, чтобы возобновить работу.
«Поверхность» с осени скооперировалась с ГК «Укркосмос», который имеет договора на распространение сигналов со спутниками ASTRA 1G и Hellas Sat 2. Через них платформа начала с конца прошлого года вещание в тестовом режиме части своих каналов. Представители «Поверхности» и «Укркосмоса» заявляли еще в декабре «Комментариям» о планах в ближайшее время сформировать и запустить в коммерческую эксплуатацию единую DTH-платформу. Но этого пока по неизвестным причинам так и не произошло .
С MyTV ситуация еще более сложная. Вот уже более двух месяцев компания не распространяет свои каналы. В конце февраля Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания по результатам проверки установил, что платформа обслуживает всего 442 абонента, в то время как по лицензии их должно быть 180 тыс. человек. Директор этой платформы Альберт Фельдман объясняет выключение вещания техническими проблемами со спутником и обещает, что в начале апреля состоится перезапуск. Кроме того, по словам Фельдмана, DFU до этого времени станет частью крупной международной медиакорпорации. То есть деньги на проект по идее могут появиться.
Три беды спутникового ТВ
Единственной отечественной платформой спутникового ТВ, которая продолжает вещать, остается «Viasat». Как отмечают эксперты, компания обслуживает уже около 70 тыс абонентов. Гендендиректор этой компании Оксана Ферчук добавила, что ежегодно получается удваивать количество абонентов.
Издатель отраслевого журнала Mediasat Алекасандр Глущенко отмечает, что компания растет в первую очередь за счет агрессивной рекламной кампании и наличия в пакете спортивных каналов «Футбол» и «Футбол+», которые Viasat распространяет по эксклюзивной договоренности.
Впрочем, Ферчук признает, что рынок спутникового телевидения тяжелый. «Мы видим несколько больших проблем. Первая – это пиратство. У нас доступны каналы соседних стран, которые не авторизированны для нашей страны. Это мешает развитию рынка», — говорит она.
Спутниковое пиратство – это использование схемы sharing (от английского «делиться»). Такую услугу предлагают так называемые «пираты», которые со своих серверов, легально подключенных к спутниковым платформам, передают людям, заказавшим у них спутниковое ТВ, ключи доступа к разным платформам за скромную плату. По оценкам Глущенко, в Украине около 150-200 тыс. семей пользуются этим нелегальным механизмом.
«Вторая большая проблема у нас со многими кабельными операторами, которые некорректно отчитываются о своих клиентских базах правообладателями и занижают себестоимость контента и услуг платного ТВ. (Иными словами, они говорят, что обслуживают не тысячу абонентов, а, например, сто. Это позволяет платить собственникам канала существенно меньше за пользование их телепродуктом – Ред.). Они мешают развиваться нашему бизнесу», — отмечает Ферчук.
Добавим к этому, что часть аудитории у наших платформ «откусывают» российские («НТВ Плюс Украина», «Радуга»). Они не создают специальные украинские продукты, а просто вещают то, что у них есть в России, еще и на территории Украины.
И третьей проблемой, по словам, Ферчук, является то, что национальные каналы не закодированы на спутниках. «Это подкашивает всю индустрию платного ТВ. Когда хороший продукт доступен в открытом виде, нет необходимости искать какую-то альтернативу. Поэтому собрать все каналы на одной спутниковой платформе достаточно сложно. У нас, например, нет «Интера»», — отмечает Ферчук.
Отметим, что уже около 3 млн. украинских домохозяйств установили спутниковые тарелки. Но только около 100 тыс. из них платят телеплатформам.
Новые явления
Что касается каналов группы «Интер», то они, вероятно, просто ждут своего часа. Ведь в этом году должны начать вещание сети наземного эфирного цифрового вещания, которое строит некое ООО «Зеонбуд». Большинство участников рынка считает, что за ним стоит консорциум, из таких отечественных медиагигантов, как группа «Интер» Валерия Хорошковского, и СКМ Рината Ахметова. Замдиректора «Зеонбуд» Андрей Шумилов в недавнем интервью с «Комментариями» рассказал, что они рассматривают возможность создания собственной DTH-платформы, так как все равно будут поднимать 28 общенациональных каналов на спутник для распространения их по стране. Самое важное, что нужно сделать «Зеонбуду» в этом случае – это пролоббировать ввоз в страну ресиверов-гибридов, которые бы поддерживали прием как эфирного ТВ, так и спутникового. Таким образом, телезритель сможет смотреть национальные каналы бесплатно, а при желании еще и доплачивать за прием дополнительных каналов со спутника.
Поэтому если «Зеонбуд» таки построит сеть, то у существующих DTH-платформ добавится еще один серьезный конкурент на уровне с кабельщиками и пиратами. Нельзя забывать и о том, что «Укркосмос» в 2012 году планирует вывести на орбиту первый украинский телекомспутник, на котором могут быть также собраны все отечественные телеканалы. Напрашиваются выводы, что чтобы стать украинской платформой спутникового ТВ, нужно иметь существенное подспорье: либо быть частью госпрограммы, либо иметь собственную цифровую сеть или спутник. А попытки сделать на ровном месте миллиардный бизнес, хоть и имеют шанс на успех, но часто воспринимаются крупными инвесторами как авантюрная затея.
источник:comments.